Предыдущее | Следующее

Гвоздем программы моего пребывания в Анапе было отнюдь не лежание на песке, прогулки по Паралии или посиделки в кафешках, в которых я, кстати, так ни разу и не побывала. Где-то еще с пару лет назад мне втемяшилось в голову побывать в Абхазии. Ехать своим ходом исключалось, однако, как показал мне ушлый интернет, экскурсии туда ходили почти каждый день из Анапы и близлежащих поселков. Ночь в автобусе, день в Абхазии, ночь в автобусе…

По ряду причин поехать в Абхазию в начале пребывания в Анапе я не успела, поэтому график у меня получился забавный: ночь в автобусе, день в Абхазии, ночь в автобусе, отъезд и две ночи в поезде. И ничего, как с гуся вода.

Выезжали из Витязево около девяти вечера. Экскурсовод Марина (кстати, по происхождению черноморская гречанка) до самого Новороссийска что-то нам рассказывала, но я заснула почти сразу после того, как выехали: на югах меня почему-то в девять уже неизбежно клонит в сон. Проснулась в районе Сочи – на особо крутом повороте местного серпантина. Открыла глаза, посмотрела в окно… как же там красиво! Я понимаю, почему, несмотря на многолюдство этого курорта, каменистый берег, сразу обрывающееся в глубину море и прочие неудобства, люди все равно туда едут. Субтропическая природа искупает всё.

Около полдевятого подъехали к реке Псоу – границе Абхазии. Границу проходили долго и со вкусом с нашей стороны и всего ничего – с абхазской. Что интересно – нас не досматривали. А вот семью, которая прихватила с собой на экскурсию племянницу 16 лет, завернули: доверенности на вывоз ребенка за границу не было. Жалко их, но сами виноваты: Марина в самом начале пути всех спрашивала, есть ли несовершеннолетние без доверенности, чтобы безболезненно завезти обратно. Они в результате весь день гуляли по Сочи, а на обратном пути их забрали.

Наконец перешли границу и пересели в другой автобус – с абхазским водителем, который, в отличие от нашего, умел водить по здешним горам. Так как солнце стало припекать, я в автобусе переоделась из джинсов в белое летнее платье, в котором и гуляла до самого входа в Новоафонскую пещеру.

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Сначала поехали в Гагру, где позавтракали с видом на море.

Гагра произвела впечатление прекрасной руины. Да, сейчас там стало более оживленно, чем, по словам гида, было года три-четыре назад: отдыхают люди, сдаются комнаты на частном секторе, но многие здания разрушены и не отремонтированы. Довольно печальное зрелище. Пицунда и Новый Афон выглядят более оптимистично.

В Пицунде мы остановились на час – окунулись в море. Теплое, чистое, синее и… уже у берега глубокое. На берегу круглая галька, которая не впивается в ноги. Все же идти по ней не очень приятно. И пицундские сосны, по названию которых Пицунда называлась в древности – Питиус.

Из Пицунды отправились на озеро Рица. На горах там и тут попадались руины древних крепостей.

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Чем дальше, тем выше и суровее становились горы.

Дорога поднималась выше и выше.

Проехали водопад Девичьи Слезы, водопад Мужская Слеза и Голубое озеро.

Посмотреть на Яндекс.Фотках

И наконец оно – озеро Рица!

Мы объехали его кругом и подъехали к Молочному водопаду.

На озере Рица мы остановились на час, чтобы пообедать в кафе «Дом охотника».

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Я взяла обед из национальных абхазских блюд: мамалыги с сыром, фасоли, поджаренного копченого мяса с острым соусом ткемали и съела его за столиком с видом на озеро.

Из озера Рица вытекает река Юпшара

С озера Рица мы поехали в древнее село Лыхны с древним храмом в византийском стиле и руинами замка владетельных князей Абхазии.

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Дальше путь лежал в Новый Афон, но это в следующем постинге.

Большое NB: здесь далеко не все фотографии, проходите по ссылкам на Яндекс.Фотки и там смотрите – там еще очень много интересного.

( 15 комментариев — Оставить комментарий )
odna_zmeia
3 сент, 2011 21:05 (UTC)
Мама дорогая, ну и культурная программа... Мне одной Рицы обычно хватает, после этого еще что-то тяжело, потому что резкие перепад высот, на обратном пути меня всегда развозит. страшно спать хочется.
А тут еще Лыхны и Новый Афон, и все это не на трассе, а с ответвлениями.
Надо же, вас до Молочного водопада довезли, обычно автобусы туда не поднимаются, там дорога заметно хуже.
Мне показалось, или в горах было облачно?
Жаль, что в Гагре фонтан у колоннады не работает, там вообще очень красиво.
Я не помню, чтобы море было сразу глубоким. Или просто в Анапе долго мелко? По моим воспоминаниям в Пицунде море примерно такое же, как везде в Абхазии. Самое чистое море в Гагре, и пахнет оно арбузом.:)
Нет, нынешняя Гагра не руина - хотя по сравнению с 2003 годом, когда я увидела ее впервые. Казалось, что кроме нас троих, гуляющих по ней, в городе вообще никого нет. В середине сентября в жаркое воскресенье на пляже были мы одни. Подземный переход в центре города был _доверху_ засыпан опавшей листвой.
В Новом Афоне и сейчас еще немало руин, но он, конечно, пострадал меньше, чем Гагра, там хоть боев не было.
Расскажи еще, жду продолжения.:)

Edited at 2011-09-03 21:09 (UTC)
4 сент, 2011 04:16 (UTC)
В Анапе, еще по детским воспоминаниям, действительно очень долго мелко, собственно это одна из причин того, что там преимущественно детский курорт. Но там можно и с полкилометра идти - и все будет по колено.
4 сент, 2011 07:16 (UTC)
Да, за то и люблю.
4 сент, 2011 07:47 (UTC)
а я не люблю мелкое море, мне надо, чтобы было сразу глубоко и можно было плыть :)
4 сент, 2011 07:57 (UTC)
Я очень плохо плаваю, поэтому предпочитаю более мелкое.
4 сент, 2011 08:17 (UTC)
а я хорошо плаваю. Гораздо лучше, чем хожу :( собственно, я только в воде и ощущаю себя человеком.
4 сент, 2011 07:18 (UTC)
В горах действительно было облачно, хотя и утром, и ближе к вечеру солнце пекло.
Мы еще ходили в Новоафонскую пещеру, после всего этого!
4 сент, 2011 15:58 (UTC)
А после Рицы мы и правда были полуживые.
4 сент, 2011 04:15 (UTC)
Красота какая. Оказывается, я немножко помню эти места, хотя была там в подростковом возрасте всего один раз - озеро Рица и Голубое озеро.
(Удалённый комментарий)
4 сент, 2011 07:17 (UTC)
Я, конечно, тоже быдло, но мне там до безумия понравилось.
(Удалённый комментарий)
5 сент, 2011 04:51 (UTC)
А, поняла. Москоу-ориентированные точки развлечений - видела их рекламу в Пицунде. Типа дискотека с диджеем таким-то в клубе таком-то.
kuzia_aka_zmey
5 сент, 2011 05:11 (UTC)
Ага походу всех туристов по одному маршруту возят.
Мы правда ездили из Сочей, поэтому самое длинное было это таможня (несмотря на всю квасную патриотичность, пожалел что Большая республика признала малую -- до этого там стоял только гаишный пост)

по серпантину который "водитель едет с закрытми глазами потому что боится" вас катали ?
5 сент, 2011 05:22 (UTC)
Не, у нас про такой серпантин не говорили. Зато у нас был длинный тоннель, во время проезда по которому нас попросили хлопать и кричать ура: чтобы мужчины к женщинам не приставали, пока едем :)
kuzia_aka_zmey
5 сент, 2011 06:20 (UTC)
серпантин был при подъеме на Рицу вроде. там еще смотровая площадка "прощай родина" рядом.
Тунель у нас тоже был, нам без "чтобы не приставали" (идея, кстати :-)) предлагали кричать.
5 сент, 2011 06:24 (UTC)
Нам этот серпантин обозначили как "закройте глаза - сейчас будет страшно красиво!"
( 15 комментариев — Оставить комментарий )