?

Log in

No account? Create an account

Предыдущее | Следующее

Вчера вечером в день приезда в Берлин пошел с мальчиками (сыновьями. - прим. П.Ф.) шататься по улицам, — от нечего делать. Зашли в театр-синематограф, и там неожиданно я получил такое сильное впечатление, что даже заболела грудь, напала тоска и до сих я не могу отдышаться от кошмара.

Среди плоских немецких витцов и добродетельных мелодрам вдруг одна правдивая и реальная сцена. Просто — внутренность аквариума — жизнь личинки хищного водяного жука, а потом самого жука, — все это увеличенное во сто раз, так что личинка (с надписью sehr gefrд ssig) имела вид огромного живого дракона, который с четверть часа пожирал всевозможные живые существа — рыб, саламандру и т. п., которые отчаянно бились в его железной челюсти.

Я не могу представить себе более наглядного и ужасного изображения бессмыслицы естественного существования. Это та неумышленная, беспощадная и бесплодная борьба за существование, которая наполняет всю жизнь природы с тех пор, как есть животный мир. Ты не можешь себе представить, как сильно я в эту минуту ненавидел пантеизм и хотел убежать из этого мира. Редко так сильно ощущал “афонское” настроение. Может ли быть клевета на Бога гнуснее той, которая утверждает, что это божественно!

Ужас мира, покинутого Богом, подчеркивался неимоверной бессознательностью и пошлостью немецкой обстановки, особенно кельнерами, которые предлагали “rafraichissements”, пока дракон пожирал свою живую еще добычу, и музыкой, которая неизвестно зачем этому аккомпанировала сентиментальными аккордами. Второй день у меня от этого болит все нутро, — противно думать о себе самих, т. е. о людях, потому что наши бойни, а тем более войны, разумеется, — та же сущность в менее жестокой и безобразной форме.
<...>
Вообще ужасен этот мир. Как только начнешь его утверждать, так сейчас же станешь этом самым водяным жуком, будешь безжалостно жрать и уничтожать чужие жизни, и животные и людские! Вообще “любовь к миру” — противоречие; между настоящей любовью и этим миром нет ничего общего. Любовь — такой сдвиг, который ничего не оставит на месте в этом мире. В самом своем умопостигаемом корне она ему противоположна! Правда, дорогая? Все разрешение жизненной задачи в этом огромном и мощном повороте жизни в любви к любви. Вся ценность любви — в мире ином! Но Боже мой, как это трудно! Какого подвига требует любовь; и какая ложь — любовь без подвига. Какая правда в том, что Зигфрид должен подыматься в гору, чтобы достать из огня свою Брюнгильду! Вагнер несомненно ощущал ту любовь, которая на границе здешнего.

Comments

( 31 комментарий — Оставить комментарий )
girafanya
20 окт, 2011 19:29 (UTC)
"Вообще ужасен этот мир."
подписываюсь-подписываюсь.........
estera
20 окт, 2011 19:36 (UTC)
Да, Анечка
19 Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих,
20 потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде,
21 что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих.
22 Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне;
23 и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего.

Рим., VIII, 19-23

Edited at 2011-10-20 19:37 (UTC)
myrngwaur
21 окт, 2011 04:43 (UTC)
В его железной челюсти... Охх. Ну, не знаю. Сколько не занимался биологией, в том числе и вполне практической - отвращения к миру не испытал. Я понимаю, что я изрядный мутант, но все-таки жизнь жука кажется бессмысленной и жестокой с нашей точки зрения - в голову жуку никто не влез, и что он там своими ганглиями воспринимает и осознает - совершенно неизвестно.
estera
21 окт, 2011 06:48 (UTC)
Жуку с ганглиями, может, нормально. Но человеку с мозгами - нет.
myrngwaur
21 окт, 2011 07:25 (UTC)
А человек с мозгами так себя по определению и не ведет, у него другая этология :-)
estera
21 окт, 2011 17:39 (UTC)
У человека другая фишка, и не менее противная: этология высших приматов с общечеловеческими ценностями вместе не танцует.
myrngwaur
21 окт, 2011 18:20 (UTC)
Э, нет ведь никакой этологии "высших приматов". Человек отличается от гориллы или орангутана больше в разы, чем волк от собаки - а даже у волка с собакой разная этология. У человека - этология человека, своя, собственная.
(без темы) - estera - 21 окт, 2011 18:24 (UTC) - Развернуть
(без темы) - tak_the_ape - 22 окт, 2011 08:48 (UTC) - Развернуть
(без темы) - estera - 22 окт, 2011 08:57 (UTC) - Развернуть
(без темы) - tak_the_ape - 22 окт, 2011 09:13 (UTC) - Развернуть
(без темы) - estera - 22 окт, 2011 09:15 (UTC) - Развернуть
(без темы) - tak_the_ape - 22 окт, 2011 09:30 (UTC) - Развернуть
(без темы) - estera - 22 окт, 2011 09:40 (UTC) - Развернуть
tak_the_ape
22 окт, 2011 05:22 (UTC)
Выпал птенчик из гнезда
Прямо на дорожку -
Аппетитная еда
Для соседской кошки.
Но придет ее черед -
Кошку съест собака...
Как, однако, мир жесток!
Как жесток, однако!


Копирайта не знаю - мне это прочел в возрасте девяти, кажется, лет однокашник отца, возможно, он и автор :) С тех пор у меня иммунитет к таким пиздостраданиям, пардон высокодуховным размышлениям о жестокости мира.
orthobonus
22 окт, 2011 07:18 (UTC)
И такого много

...Страшно жить на этом свете,
В нем отсутствует уют, -
Ветер воет на рассвете,
Волки зайчика грызут,

Улетает птица с дуба,
Ищет мяса для детей,
Провидение же грубо
Преподносит ей червей.

Плачет маленький теленок
Под кинжалом мясника,
Рыба бедная спросонок
Лезет в сети рыбака.

Лев рычит во мраке ночи,
Кошка стонет на трубе,
Жук-буржуй и жук-рабочий
Гибнут в классовой борьбе.

или

Лодейников склонился над листами,
И в этот миг привиделся ему
Огромный червь, железными зубами
Схвативший лист и прянувший во тьму,
Так вот она, гармония природы,
Так вот они, ночные голоса!
Так вот о чем шумят во мраке воды,
О чем, вдыхая, шепчутся леса!
Лодейников прислушался. Над садом
Шел смутный шорох тысячи смертей.
Природа, обернувшаяся адом,
Свои дела вершила без затей.
Жук ел траву, жука клевала птица,
Хорек пил мозг из птичьей головы,
И страхом перекошенные лица
Ночных существ смотрели из травы.
Природы вековечная давильня
Соединяла смерть и бытие
В один клубок, но мысль была бессильна
Соединить два таинства ее.
estera
22 окт, 2011 07:37 (UTC)
Заметь: ХХ век. В XIX всё еще было зверино-серьезно :)
orthobonus
22 окт, 2011 07:42 (UTC)
В XIX веке прогресивной части человечества казалось, что Судьба надежно ухвачена за ятры, пар и железо покорены и Золотой Век не за горами.

В XX - даже в начале - в этом уже засомневались.
(без темы) - estera - 22 окт, 2011 08:37 (UTC) - Развернуть
tak_the_ape
22 окт, 2011 08:42 (UTC)
Второе мне раньше не попадалось, благодарю. Я в курсе, что такого много, просто под настроение детство вспомнилось :)
estera
22 окт, 2011 07:39 (UTC)
В XIX веке, из коего родом Е.Н. Трубецкой и отчасти я (ты понял, "о чем я толкую", а съюморить я и сама сумею не хуже тебя), такого рода юмористическая рефлексия еще отсутствовала :)
tak_the_ape
22 окт, 2011 08:47 (UTC)
Я это "понимал" по книгам Стефана Цвейга, да. Если по ним судить - порогом восприятия, за которым этот мир из доброго и дивного стал "Дивным новым" в массовой психологии европейца, была, ессно, мировая война.
estera
22 окт, 2011 08:52 (UTC)
А меня этот процесс как-то обошел. В детстве были травоядно-оптимистичные советские книжки и XIX век, в отрочестве - начало ХХ-го с первыми сомнениями в дивности и доброте мира, но без точного понимания степени недивности и недоброты и с очень эмоциональным на это реагированием, чуть не с детской обидой на мироздание :) То есть у меня как-то в голове отпечаталась именно картинка начала ХХ века.

Edited at 2011-10-22 08:53 (UTC)
(без темы) - tak_the_ape - 22 окт, 2011 09:11 (UTC) - Развернуть
(без темы) - estera - 22 окт, 2011 09:13 (UTC) - Развернуть
(без темы) - tak_the_ape - 22 окт, 2011 11:31 (UTC) - Развернуть
(без темы) - estera - 22 окт, 2011 11:51 (UTC) - Развернуть
(без темы) - tak_the_ape - 22 окт, 2011 12:33 (UTC) - Развернуть
(без темы) - estera - 22 окт, 2011 19:32 (UTC) - Развернуть
( 31 комментарий — Оставить комментарий )

Обо мне

2017
estera
Полина Ф.

Недавнее

Ноябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow