?

Log in

No account? Create an account

Предыдущее | Следующее

Вздумала перечитывать "Даниэля Штайна" Улицкой. Отмечаю детали, которые ускользнули при первом чтении. Одна заставила как-то неприятно поежиться. В письме своему старому знакомому священнику из Польши главный герой пишет о самоубийстве одной прихожанки у них в Хайфе, очень ее жалеет, укоряет себя, что не обратил внимание на душевное состояние и не помог предотвратить произошедшее.

Тот отвечает: …Ну, Даниэль, ты не перестаешь меня удивлять. Письмо твое и впрямь сумбурное. Горе твое понятно — жалко погибшую женщину. Но самоубийство давно уже определено Церковью как грех, и ты позволяешь себе эмоции, которые только опустошают душу и ослабляют веру.

Это надо понимать так, что совершенный человеком непоправимый грех, после которого он уже не сможет покаяться, делает его менее достойным жалости? Да наоборот же, ровно наоборот! Я только не поняла - Улицкая сама не сообразила, что написала, или она это нарочно - чтобы макнуть в грязь "ортодоксального" священника и показать его бессердечие в сравнении с "неортодоксальным" отцом Даниэлем?

Comments

( 28 комментариев — Оставить комментарий )
shoshana_flor
16 ноя, 2011 21:20 (UTC)
Э... По-моему, явственно второе. Я читала давно и перечитывать вряд ли буду, но что-то помнится мне, что это не единственное такое место в книге.
estera
16 ноя, 2011 22:09 (UTC)
Не единственное. Я на него только при первом чтении внимания не обратила.
grey_koala
16 ноя, 2011 21:21 (UTC)
Думаю, чтобы в грязь макнуть.
правда - она же ж ни ф церкви! Да!:)))
estera
16 ноя, 2011 22:12 (UTC)
Не в церкви? Ну, наверное, окончательно ушла. Раньше она ходила в наш храм - Космы и Дамиана, а наш настоятель о. Александр к ее книге отнесся позитивно, сказал что-то вроде того, что книга честная, заставляет задуматься.. Но я Улицкую сама там не видела, наверное, перестала ходить до моего прихода туда.
grey_koala
16 ноя, 2011 22:16 (UTC)
У нее то ли в самой книге, то ли в предисловии, то ли в послесловии был пассаж на тему, что нынешняя церковь - совсем не то, что прежняя, и с такими верующими, как сейчас в церковь ходят, ей, Улицкой, стоять службу западло. Сформулировано было по-другому, но смысл этот. там еще были воспоминания о прежних верующих - о консьержке, которая в детстве ей открытки рисовала и т.д. Типа - вот раньше были люди. не то что теперь.
Вот этот пассаж меня поразил весьма сильно. Экая старица-схимница, нами, быдлом, боиццо оскоромицца...
estera
16 ноя, 2011 22:21 (UTC)
Есть у нее такое рассуждение, да. Но подобные пассажи проскальзывают и у многих постоянно ходящих в храм прихожан, которые свой приход таким образом противопоставляют остальным. И у нас в Косме, кажется, тоже есть те, кто так считает: что вся церковь за пределами нашего и еще нескольких приходов - сплошное реакционерство и мракобесие.

Edited at 2011-11-16 22:22 (UTC)
shoshana_flor
16 ноя, 2011 22:27 (UTC)
Ой, есть...
Я в этом выросла просто.
estera
17 ноя, 2011 06:24 (UTC)
Мне этот подход не то чтоб совсем эмоционально неблизок, но как-то очень напрягает.
estera
17 ноя, 2011 07:28 (UTC)
Это ж ты считай что от нашего космодамианского снобизма в РКЦ сбежала...
(Если мой коммент бестактен - удалю.)
shoshana_flor
17 ноя, 2011 10:17 (UTC)
Ну все-таки не только и даже не в первую очередь.
Но задним числом очень от этого отдыхала, да. И переходу оно поспособствовало, пожалуй, не без этого.
grey_koala
16 ноя, 2011 22:28 (UTC)
Хе-хе:) Бедные люди! Как же они ходят по улицам! Там же им навстречу тоже могут попасться мракобесы и прочие неправильные православные!:)
С нами Тихвинская канавка! Не сдадимся онтихресту:)))) Запремсо с правильным батюшкой и будем бояццо!
И смех и грех, на самом деле:).
sagraedo
16 ноя, 2011 21:29 (UTC)
второе
taiellor
16 ноя, 2011 23:22 (UTC)
ну она мизантроп на самом деле
ink_vizit_or
17 ноя, 2011 06:12 (UTC)
Мда... Похоже, "поп типовой, резиновый", да еще "вид издалека через битую подзорную трубу"...
estera
17 ноя, 2011 06:23 (UTC)
/совсем тихим и печальным шепотом/
Один из критиков Улицкой был вполне с этим "попом" солидарен.
Допустим, самоубийство – событие настолько ужасное, что выбивает человека из колеи: страшно вдруг увидеть в человеке, к которому испытывал симпатию, врага Христа и Церкви.
Отсюда: http://www.soctheol.ru/avtor_art.php?id=330
Е-мое, что в этих головах творится! :(((((
orthobonus
17 ноя, 2011 07:15 (UTC)
У меня такое ощущение, что за многие века что-то очень сильно изменилось в сознании людей. Не могу сформулировать что, но 99% современных людей внутренне не могут понять (хотя умом всю аргументацию знают), почему не отпевают самоубийц.
Отсюда и ---
estera
17 ноя, 2011 07:25 (UTC)
Не исключено.
ink_vizit_or
17 ноя, 2011 07:47 (UTC)
Re: /совсем тихим и печальным шепотом/
"Собственная реальность" творится. Пусть картонная - зато своя. И дикий страх, что кто-то ее вдруг порушит и придется снова думать, выбирать и решать, - а не следовать проторенным общим путём. Реакция вполне понятна, увы...
estera
17 ноя, 2011 08:03 (UTC)
Re: /совсем тихим и печальным шепотом/
Вот тут комментом выше написали, что сейчас люди плохо понимают смысл того, почему не отпевают самоубийц. Некоторые просто не понимают и хотят отпевать, по принципу "ну чего вы жадничаете лишний раз кадилом махнуть" (как будто это такой шаманский обряд, честное слово...), а другие мыслят по-детски, что "он поступил не как у нас принято, он плохой, не наш, его не жалко, давайте его накажем и скажем ему коллективное фе напоследок". То есть если не 0, то 100: всякий, кто не считает самоубийцу таким страшным и опасным врагом, что и жалеть-то его грех, тот становится автоматически поборником церковного отпевания самоубийц.

Edited at 2011-11-17 08:04 (UTC)
ink_vizit_or
17 ноя, 2011 08:53 (UTC)
Re: /совсем тихим и печальным шепотом/
Еще один пример того, как важно бывает правильно разделять "Божие" и "человеческое". А равно и "грешника" и "грех". И не забывать "важнейшего в законе"(с) (Ну да, это там где про мяту и анис...)
Эх-х... Говорено-переговорено, - и что? :(
estera
17 ноя, 2011 12:40 (UTC)
Re: /совсем тихим и печальным шепотом/
Я вот, например, еще против церковного отпевания убежденных атеистов. Таких, которые сами бы не хотели, чтобы их отпевали. Потому что чин службы такой, что подразумевается вера усопшего: да, грешил, да, добрых дел не сделал, но, Господи, спаси его только верою, которую он сохранил в чистоте, "в Троицу православно даже до конца веровал". А если он не верил - это же ложь получается. Но отсутствие отпевания - это не запрет на личные молитвы, а наоборот! Личная молитва - она по-другому, другими словами, своими, а не выверенной веками формулой для образцовых православных, проживших жизнь, укладывающуюся в понятия правильной. Но тех и тех в конечном итоге судит Бог, а не люди.
ink_vizit_or
17 ноя, 2011 15:07 (UTC)
Re: /совсем тихим и печальным шепотом/
Угу. Химически чистый пример...
shoshana_flor
17 ноя, 2011 10:19 (UTC)
Re: /совсем тихим и печальным шепотом/
Ууу, "ну что вы жадничаете" - это массово про крещение в последнее время, как катехизационные беседы ввели...
resonata
21 ноя, 2011 13:16 (UTC)
Здравствуйте :) А почему не может быть третьего - понимала, просто как факт отметила, показала такую реакцию, без желания макнуть в грязь?
estera
21 ноя, 2011 13:54 (UTC)
Мне кажется, это уж больно неадекватное заявление в устах практикующего священника. Для интернетного борца-теоретика это вполне понятная позиция - в дискуссии и не так еще занесет, но священник-то должен лучше знать людей и не мыслить так линейно. Приписать священнику эту позицию можно либо не подумавши, либо намеренно, с целью очернить.

Edited at 2011-11-21 13:55 (UTC)
resonata
21 ноя, 2011 14:01 (UTC)
Священники бывают очень разные. В том числе и с довольно жесткими позициями, а в личном письме и подавно человек не взвешивает каждое слово, а может говорить спокойно. Интересно было бы, конечно, спросить саму Улицкую.
( 28 комментариев — Оставить комментарий )

Обо мне

2017
estera
Полина Ф.

Недавнее

Январь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow