?

Log in

No account? Create an account

Предыдущее | Следующее

Опыт паломничества - многолюдные очереди на Голгофу и ко Гробу Господню, многолюдное богослужение в тесной пещере Рождества Христова, постоянное проталкивание сквозь толпу мусульман на улицах Старого Иерусалима - был для меня бесценен вот в каком плане: я перестала бояться толпы и брезговать ею. Интеллигентский страх того, что "толпы по улицам побегут", и ненависть к любому большому скоплению народа, ради чего бы он ни скопился, сидели во мне на генетическом уровне: собравшаяся толпа, считала я, как бы обесценивает то, ради чего она собралась; ради хороших вещей толпой не собираются, я лучше в сторонке постою, целее буду. В Иерусалиме я поняла, что это не всегда так, что иногда стоит пересилить себя и влезть в это человеческое море. И потому двумя неделями позже у меня не вызвали брезгливого удивления люди, выстроившиеся в многотысячную очередь к храму Христа Спасителя: может, им это и правда надо. Хотя сама по себе идея привезти этот Пояс на ограниченное время в Россию мне не стала нравиться больше... наверное, "хотели как лучше", а получилось как получилось.

Приобретя путевку в паломническую поездку, я начала отчаянно бояться. Я уже упомянула в этом контексте Пояс Пресвятой Богородицы и продолжу в том же духе - цитатой из В.М. Лурье, он же Hgr (прошу не отождествлять цитирование и согласие, такие суждения я не выношу и не собираюсь, просто мне определение понравилось): "Конечно, для веры в "настоящесть" такого позднего артефакта (сужу по фотографии) нужно иметь чистую душу, нетронутую образованием, но в этом ничего страшного нет... Тут ведь не обман, а просто другая реальность, вроде сказки". (Впрочем, я употребляла слово "вторичная реальность", но разница невелика.) Так вот, все паломничества окружает эта атмосфера вторичной реальности, сказочности. Паломничество - это путешествие по некоему сакральному пространству, мистическому аналогу России, в каком-то смысле - даниило-андреевской Святой Руси (даже если мы выезжаем в другие страны, вот такой парадокс). Вопрос в том, какова предельно допустимая концентрация этой сказочности и на какой день всё волшебство будет снесено дисбеливом.

В данной поездке всё получилось прекрасно. Первый гид, Михаил Короцкин, был, с одной стороны, достаточно типичным экскурсоводом православных паломнических агентств, то есть больше рассказывал о средневековых русских обычаях паломничества, о средневековых преданиях вокруг Святой Земли и старался по минимум показывать нам инославные церкви, а с другой - он археолог по образованию, и субкультурщины в его исполнении было очень мало. Единственное, что я запомнила из этой оперы, - это рассказ о "явно внеземном" происхождении камня, на котором стоит мечеть "Купол скалы". Второй гид, Михаил Фрейкман, археолог, востоковед, поклонник Эфиопии ("самая библейская страна: где еще негритенок пасет стадо и играет на таком же кинноре, на котором играл и царь Давид?"), держался ближе к библеистике, объяснял многие моменты Писания, которые неизраильтянину непонятны: откуда бури на спокойном Галилейском море, почему улов рыбы утром - это неправдоподобное и невозможное явление, в чем, собственно, и состояло чудо, ну и так далее.

Носитель субкультурщины встретился в результате только один - паломница, которая к тому же была с нами не всё время, а только в Галилее (у нее был комбинированный маршрут). Она рассказала про камни, переливающиеся как радуга, от благодатной росы, сходящей на гору Фавор на праздник Преображения каждый год. Про то, что на Синай восходить - грех, ведь там был только один Моисей, и говорил он там с Богом - "не с Божьим сыном, а с Богом!". Тут я поинтересовалась, неужто же Сын не единосущен Отцу, она смутилась, а другая паломница сказала просто: да ладно, все же поднимаются, и батюшки в том числе, не надо уж чересчур-то. Тем дело и кончилось.

Ну и был один момент уже в последний день. Батюшка стал рассказывать, что скоро мечеть Омара будет разрушена, потому что уже тайно создается план воссоздания Храма, где воссядет Антихрист, уже откармливаются жертвенные животные. "А кто это всё делает?" - просила одна паломница. "Евреи", - ответил батюшка. И вот тут я почувствовала легкий срыв крыши. Я знала, что есть те, кто в это верит. Но услышать своими ушами, здесь, в Иерусалиме, от людей, увидевших своими глазами светских евреев, каковые ничем не отличаются от европейцев и никого Храма не хотят, евреев религиозных, которые замкнуты в себе и явно не озабочены никакими тайными планами, мусульман, которые вынесут на пинках любого, кто покусится на их мечеть Омара, а кого не вынесут - того отдадут на расправу своим защитникам из светских евреев... "Господи, да неужто люди ничего не видели? Что они смотрели и где были?"

Я промолчала, списав на иерусалимский синдром в легкой форме, но ощущение столкновения реальности и, мнэ, вторичной реальности было сильное.

Comments

( 6 комментариев — Оставить комментарий )
sadjo78
26 ноя, 2011 20:06 (UTC)
Я несколько дней думаю, как тяжко быть православным и умным одновременно (
estera
26 ноя, 2011 20:45 (UTC)
Умным быть тяжело в любом случае.
estera
27 ноя, 2011 08:37 (UTC)
Вернее, так: трудно одновременно сохранять самостоятельность мышления и придерживаться убеждений, которые довольно активно продвигают на роль массовой идеологии.
sadjo78
27 ноя, 2011 10:09 (UTC)
Да. Уважаю ))
dagmara
26 ноя, 2011 22:41 (UTC)
ну и почему улов рыбы утром - это неправдоподобное и невозможное явление?
estera
26 ноя, 2011 22:51 (UTC)
Рыба плавает в толще воды только ночью. Как только светает, она сразу уходит на дно, зарывается в ил и весь день там прячется от жары. Сеть ее в это время не поймает ни в коем случае.

Edited at 2011-11-26 22:51 (UTC)
( 6 комментариев — Оставить комментарий )

Обо мне

2017
estera
Полина Ф.

Недавнее

Январь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Метки

На этой странице

Разработано LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow