?

Log in

No account? Create an account

Предыдущее | Следующее

И еще про сексизм

А если думать вглубь и в сторону, то у нас в России с самых 90-х годов (а может, с еще более ранних времен - с 1917 года, когда были "простые люди, пансионов не кончали") и поныне продолжается какой-то праздник непослушания и нарочитого нарушения правил приличия. Даже в консервативной части пресловутых "86%".
Похабные ("сексистские") приколы - это прежде всего неприличие, дурной тон. Приличия сами по себе не меняют существо ситуации - британский аристократ, считавший, что женщины не должны владеть имуществом и избираться в парламент, при женщине своего круга и подумать стеснялся большинство слов и фраз, которые наши "чоткие пацаны" лепят везде и по любому поводу, притом что в избирательных и имущественных правах женщин не сомневаются.
Но отсутствие приличий подобного рода создает особый информационный и эмоциональный фон, который справедливо воспринимается как грязный и враждебный женщинам: во-первых потому, что это язык улицы и уголовного сообщества, которые мизогинны по определению, а во-вторых потому, что женщины в игру непослушания играют в разы реже. Но часто вынуждены участвовать в ней поневоле: потому что в нее играют собеседники другого пола.

Comments

( 10 комментариев — Оставить комментарий )
gimli_m
27 мар, 2015 14:55 (UTC)
Мне кажется, что во втором абзаце противоречие.
"сексист он был гораздо больший, чем наш "пацан", который в садике боялся воспитательницы, в школе - учительницы"
Страх, если он несильный, но постоянный, замечательное обоснование сексизма.

Вдобавок: воспитательница знает, что сама по себе она не заслужит уважения, даже от пятилетнего ребёнка. Потому что непристижная профессия, потому что женщина, потому что уважения не заслуживает никто. Её позиция неустойчива, поэтому она ведет себя враждебно, устанавливает дисциплину криками и угрозами.
Аналогично - учительница в школе. Аналогично - начальница на работе.

Это не описание советского матриархата. Это описание затянувшегося переходного периода от бесправия к полноценности, как обычно бывает у угнетенных групп населения. Такое бывало у евреев в западной Европе, у ирландцев в США, сейчас начинается, мне кажется, у выходцев из Индии и Японии. Признаки на взгляд такие:
- их много (кажется, что "окружают")
- на все работы их берут (но мы не видим, сколько из них не может заниматься тем делом, которым хотели бы, а вот нельзя)
- стена отчуждения не уменьшается, а наоборот, растёт (негра готовы принять как садовника, но не готовы как начальника. Да и сам он в качестве начальника ведёт себя агрессивно или непредсказуемо).

grammar_kommie
27 мар, 2015 15:16 (UTC)
+1, склоняюсь к похожему мнению.
gimli_m
27 мар, 2015 15:39 (UTC)
... хороший ник :)
(А я слово "непрестижный" написал с ошибкой, ыыы.. )
gimli_m
27 мар, 2015 15:57 (UTC)
Я тут небольшой отзыв написал, но ссылку на оригинал давать не хочу: сюда могут набежать неадекватные люди, а это как-то невежливо.

http://gimli-m.livejournal.com/190833.html
estera
27 мар, 2015 16:18 (UTC)
Спасибо, что ссылку не дали, а то пришлось бы совсем огородиться - так-то я хоть просто скрываю комменты.

Но там вы уж передернули как-то.

СССР чисто патриархальным обществом не был. Там отвалилась очень важная часть основ патриархального общества - а именно частная собственность и автономность семьи под руководством отца. Женщины массово вышли в социум, а социум активно вмешивался в жизнь семьи. Роль сада и школы в СССР была значительно важнее и опаснее, чем роль раба-воспитателя в Риме: во время конфликта между школой и учеником родители часто принимали сторону школы против своего же ребенка, а к тому же им было просто некогда вникать.

Осталась другая часть основ патриархального общества - деревенский и отчасти городской быт, требовавший наличия мужчины. Осталась также надстройка - в виде деревенского менталитета, а также влияния уголовной и уличной субкультуры.

И эти два фактора конфликтовали всю дорогу - пока после крушения социализма и по первому пункту не случился откат обратно.


Edited at 2015-03-27 16:19 (UTC)
gimli_m
27 мар, 2015 16:27 (UTC)
Я согласен, что любая аналогия опасна. Но некоторые её кусочки можно защитить.

Про права и обязанности учителя нужно читать, я плохо себе представляю себе, как разрешались конфликты. На фресках видно, что раб ведет цепочку учеников в школу (очень советская картина, разве что по парам за руки не держатся), и есть ссылки на физические наказания. Что происходило, если римский ребёнок говорил "а не пойду?", или "учитель наказал не того, кто виноват!"
Фиг знает.

Но я могу уверенно сказать, что в случае конфликта между бедным плебеем и дорогостоящим рабом из богатой семьи плебей получал по ушам и шел домой, радуясь что не утопили в канале.
gimli_m
27 мар, 2015 16:35 (UTC)
Да, СССР не был чисто патриархальным, но это вообще плохой, неточный ярлык. Временно его навесить можно, до уточнения обстоятельств.

Но я не понимаю, зачем так сложно объяснять отношения к женщине в качестве фигуры авторитета? В колониальной Англии, в США, вообще почти всюду где была система образования нового времени, мальчиков окружали женщины - служанки в детстве, потом в школе (тут возможны вариации, иногда мальчиков учили мужчины), потом тётушки и подружки матери решали вопрос брака, потом жена и тёща требовали соблюдения норм приличия и уровня дохода.

"Да она вообще мной командует" - это самая старая шутка на свете, её приписывают эээ... сейчас вспомню ... военный лидер Афинского союза? Точно, Фемистокл.
estera
27 мар, 2015 16:48 (UTC)
А вот я подозреваю, что есть разница, откуда именно авторитет - от возраста, семейного статуса, умения добиваться власти непрямыми способами или от легитимного социального статуса, на общих основаниях. Первое с сексизмом связан непосредственно: освобождение от руководства женщин - взросление и/или переход к состоянию полноценного мужчины, второе с ним вступает в определенный конфликт, как внешняя реальность с внутренней: что ничего особенного в женщине-руководителе нет, но вот чего-то душа не приемлет, не по-пацанячьи как-то.

Edited at 2015-03-27 16:49 (UTC)
estera
27 мар, 2015 16:51 (UTC)
А в Российской империи в гимназиях женщины вообще не преподавали, даже в женских только в последние годы перед революцией.
( 10 комментариев — Оставить комментарий )

Недавнее

Август 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Метки

На этой странице

Разработано LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow