?

Log in

No account? Create an account

Предыдущее | Следующее

С начала 2010-х годов (уже полдесятилетия прошло, выводы делать можно) я замечаю, как отношение к Дню Победы разделяет общество.

Его празднуют чем дальше, тем официально-торжественнее и одновременно народно-разухабистее. Эти процессы идут параллельно, одновременно и в полном взаимном согласии.

А еще в последние годы стал развиваться тренд, который мне более чем понятен - о причинах я напишу ниже, - но все-таки как-то не очень приятен. Великая Отечественная была всенародным бедствием, таким, что потери можно только оплакивать, но никак не радоваться Победе: ведь радуясь Победе, люди перечеркивают страдания, которые были в войну, и начинают мечтать о новой победоносной войне, хотя бы и с такими же страшными жертвами. Тут еще много чего есть - отрицание советского строя, отрицания современной власти, которая использует в своих целях советское наследство, достаточно справедливые претензии к советскому народному характеру, который сформирован был в том числе и этой войной.

В моей семье темы войны не было. Причин тому несколько. Бабушка - мой единственный источник информации о тех временах - родилась и значительную часть жизни прожила в такой глуши, где не было даже эвакуированных: ни людей, ни предприятий. В Томске были, в бабушкином Шарыповском районе Красноярского края (с запада граничит с Кузбассом, с юга - с Хакасией) - нет. Война для нее - это период, когда постоянно хотелось есть, но никто не умер от голода. Впрочем, начался этот период раньше - после коллективизации, когда лишились огорода и коровы, а спасались только на кедровых орехах, ягодах и рыбе из озера. Закончился - году в 1947-м, когда неподалеку обнаружили какие-то полезные ископаемые и пришла геологоразведка с очень неплохим снабжением. У бабушки не было братьев, отец с ними не жил (а вот он, мой прадедушка, как раз погиб на войне), дедушка (т.е. мой прапрадедушка) не подлежал призыву по возрасту или здоровью (бронхиальная астма, заработанная в молодости на приисках). Это не была наша война - это было фатальное, безличное бедствие, которое надо было пережить, как переживают землетрясение или ураган.

Вторая причина, почему в нашей семье День Победы не воспринимался как имеющий отношение к нам лично, - это упорная, тихая и молчаливая нелюбовь к официозу. Были убеждены: всё то, что исходит "сверху" - дрянь, профанация, нацеленная на обман, и чем меньше в этом участвуешь - тем лучше. Лезть в бутылку и нарочито протестовать - фу (мама пошла на конфронтацию только однажды, когда в открытую выступила против несправедливого увольнения одного человека), но участвовать, а тем более верить всерьез - это загребать своими руками жар для кого-то другого, какого-нибудь партийного или комсомольского активиста, который таким образом отрабатывает свой усиленный паек. Ну уж нет, и нам такого ни надо, и пусть другие за нас счет так не обогащаются.

Третья причина - это серьезное отношение к трудностям и материальным лишениям, культ труда и преодоления, откуда следовал скептицизм по отношению к любым праздникам и торжественности. Любой праздник - это либо результат труда, лишений, усилий, либо попытка скрыть факт этих всех трудностей за ярким фасадом. То есть ложь и лакирование реальности. А реален только труд и то, что людям тяжело. Было - плохо, радоваться - нечему.

Но я-то пошла в школу в 80-х, когда культ Победы был очень силен. И тема войны меня зацепила и продолжала быть священной для меня лично даже после разоблачений советского строя. Я как-то про это сказала маме с бабушкой, а они... просто не ответили ничего. Спросили, обедала ли. Или прибралась ли в комнате. Ну, я была девочка вполне понятливая, родителей понимала с полуслова: значит, не хотят говорить, считают делом нестоящим, далеким от наших повседневных жизненных реалий. И вот так и запомнилось: для меня это было священно и возвышенно, но родители - не одобряют, значит, в этом есть какая-то этическая червоточина: "чем раздабаривать (это редкое устаревшее слово, означающее бессмысленный разговор), лучше пошла бы что-нибудь сделала" или "нехорошо на старой беде пафос разводить". Эти сферы - священно-возвышенного и повседневно-этического - я научилась интуитивно различать очень рано: и если в области возвышенного авторитетом я была себе всегда только сама, родителей я в этом смысле быстро перестала котировать ("да что они понимают!"), то в круге повседневной морали я была уверена в их превосходстве - что они-то знают лучше.

Поэтому напряжение между "нечего праздновать, нужно плакать" и "это наша победа" мне понятен. И это для меня конфликт не идеологий, а двух частей меня: эмоциональной, в которой не требуется аргументов и авторитетов, а просто переживаются чувства, и рациональной, опирающейся в основном на мнения других людей.

А в прошлом году мама меня первая поздравила с Днем Победы, в этом я просто раньше позвонила.

Записи из этого журнала по тегу «размышления»

  • Ложки нет в вашем дурацком мультиверсуме

    Всё-таки в каких разных матрицах мыслят люди. У Фб-френда читаю комментарий атеиста в духе "все религии зло, подлежащее максимальному ограничению и в…

  • Люблю, когда во всём обвиняют интеллигенцию

    Это как в анекдоте про еврея, который любил читать антисемитские газеты: лестно, когда тебя считают всемогущим. Интеллигенция в качестве вечно рыжего…

  • Ловушки для идеалистов

    Вынуждена наконец признать очевидное: практически любой человек, который активно верит в идеалы, высшие ценности и морально-этические нормы,…

Comments

( 30 комментариев — Оставить комментарий )
koshkopjos
10 май, 2015 13:59 (UTC)
От корня "беда", что ж поделать... Праздник общей беды, как и было сказано.
elven_gypsy
10 май, 2015 14:34 (UTC)
Безличное бедствие... но ведь это была беда для страны? А страна - это и ты тоже?.. Мне все чаще кажется, что разница в отношении к войне - да и ко многому другому - в границах самоидентификации.
estera
10 май, 2015 14:43 (UTC)
Ну да. У нас своя территория четко совпадала с семьей: семья - это я. А то, что извне - внешние силы. Сибирь, тайга.

Edited at 2015-05-10 14:44 (UTC)
elven_gypsy
10 май, 2015 14:47 (UTC)
Вот! У нас этих территорий было две. Семья - раз, страна - два. Причем любой официоз проходил мимо ушей, а ровный патриотизм был нормальным фоном во все времена, кроме девяностых. А менталитет в целом тоже такой... фронтирный. Дальний Восток же.

Edited at 2015-05-10 14:49 (UTC)
(без темы) - estera - 10 май, 2015 15:02 (UTC) - Развернуть
(без темы) - elven_gypsy - 10 май, 2015 15:17 (UTC) - Развернуть
(без темы) - estera - 10 май, 2015 15:12 (UTC) - Развернуть
(без темы) - elven_gypsy - 10 май, 2015 15:18 (UTC) - Развернуть
ya_exidna
10 май, 2015 14:35 (UTC)
"...радуясь Победе, люди перечеркивают страдания, которые были в войну, и начинают мечтать о новой победоносной войне, хотя бы и с такими же страшными жертвами", - вы сформулировали то, что я начала чувствовать во всём этом официозе и всеобщем ликовании.
elven_gypsy
10 май, 2015 14:38 (UTC)
Мне кажется, это такой посыл вовне: если сунетесь, ответим как в прошлый раз. Слегка аутотренинг, конечно.
estera
10 май, 2015 14:41 (UTC)
То есть праздновать Победу было естественно и правильно, пока были в большинстве живы те, которые воевали на фронте и голодали в тылу - это был их праздник, они его заслужили, а мы просто пришли рядом постоять, а сейчас праздновать - это примазываться к чужим жертвам и заслугам, ничего для этого лично не сделав, да еще и легкомысленно заявлять "если надо - повторим"?
(без темы) - ya_exidna - 10 май, 2015 14:44 (UTC) - Развернуть
(без темы) - estera - 10 май, 2015 14:48 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ya_exidna - 10 май, 2015 14:55 (UTC) - Развернуть
(без темы) - estera - 10 май, 2015 14:59 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ya_exidna - 10 май, 2015 15:06 (UTC) - Развернуть
(без темы) - estera - 10 май, 2015 15:09 (UTC) - Развернуть
(без темы) - dagmara - 10 май, 2015 15:01 (UTC) - Развернуть
(без темы) - estera - 10 май, 2015 15:04 (UTC) - Развернуть
(без темы) - estera - 13 май, 2015 17:03 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mithrilian - 10 май, 2015 16:27 (UTC) - Развернуть
(без темы) - estera - 10 май, 2015 19:56 (UTC) - Развернуть
girafanya
10 май, 2015 15:15 (UTC)
Очень интересное отношение, мне созвучное. У нас никто в войне не учавствовал. точнее, Мамин отчим погиб, но она его не знала. бабушка вышла второй раз замуж, зачала сына и отправила мужа и он не вернулся, все. А Маме было 4 года. У Мамы у Бабушки 2 брата погибли на войне, но ни фото, ни имен у нас в семье не поминают, вообще, как бы левые люди, не знаю, почему.

Один Мамин дядя дожил до 90 лет, он и воевал и жутко был травмирован на войне (он во время рукопашного боя, когда противник его душил, откусил ему нос и его били эпилептические припадки. )Так этот дядя Саша жил в Новосибирске и никогда не праздновал день победы, хотя, мы ему всегда посылали открытки и он нас любил, когда проездом заезжали, встречал тепло, но ни наград не показывал, никогда об этом ни слова.
А с Папиной стороны всех расстреляли-сгноили в 37. остались женщины и Бабушка схоронила 7 детей и день победы тоже никогда не праздновали.
У моего мужа 2 деда воевали. Один был ветеринар целый год и был контужен и его не признали, вообще, участником войны, даже судились вроде. А дед второй по материнской линии воевал и вернулся и был директором спички в Томске. Оба дела родили детей после войны, один дочку (мою свекровь), второй 3х сыновей (один мой свекр).
Недавно смотрели передачу "радио свобода", ссылку дал Мещеренов, любопытные факты, такие трезвые. перекликающиеся с видением войны здешних эмигрантов.
У меня после знакомства с здешними эмигрантами. кто как попал в Бразилию, вообще, долго такой шок был от их видения ВОВ. Каждый знает что-то свое, а все вместе по моему до сих пор невозможно оценить
alsalva
10 май, 2015 19:28 (UTC)
Во всех этих разговорах про то, что это праздник ветеранов, а не наш, забывают одно слово - фашизм. День Победы - это не день окончания вообще какой-то войны, какой-то там победы. Это победа над фашизмом. И поэтому это праздник мой и моего народа, и людей, которых я люблю. Но конечно, это не праздник фашистов. Собственно, ведь все видно стало окончательно в последние годы.
estera
10 май, 2015 20:00 (UTC)
Я внезапно подумала, что а ведь Умберто Эко, который, собственно, и писал о "протофашизме", т.е. фашизме как мировоззрении, в отрыве от конкретной партии Муссолини, еще непонятно, кого бы в наших здешних раскладах счел фашистами. Что-то мне от этой мысли не по себе.
alsalva
10 май, 2015 20:08 (UTC)
Извините, я не читал этот текст Эко и ничего в этом смысле прокомментировать не могу. Однако мне представляется, что есть вещи, о которых стоит судить не с помощью научных трактатов, а с помощью знания фактов и применения к ним нравственного чувства.
murdalak
10 май, 2015 21:07 (UTC)
Так долго писала камент, что получился отдельный пост. Хотя у меня есть большие сомнения в его уместности и нужности, но пусть будет.
estera
11 май, 2015 00:30 (UTC)
Ну почему - он в тему.
kuzia_aka_zmey
11 май, 2015 14:05 (UTC)
Его празднуют чем дальше, тем официально-торжественнее и одновременно народно-разухабистее. Эти процессы идут параллельно, одновременно и в полном взаимном согласии.
*************
Ну так чем дальше, тем больше праздник переходит от конкретного содержания к абстрактному. Празднуется не столько "день победы над Германией в 41-45", сколько "день победы" вообще. Как сказала коллективным голосам моя оппозиционно-проукраинская лента "праздновали больше Крым. чем Берлин" и правильно рано нам еще Берлин праздновать, тут бы Одессу освободить.
А с другой стороны опять же в абстрактном смысле это становится национально образующим событием, вроде дня благодарения. Ну где там те колонисты которых индейцы индейками откормили в черт знает каком году. А американцы до сих пор этим индейкам благодарны и поедают их с с традиционным единодушием. так и у нас фактически появляется общий абстрактный праздник.

А будущее? -- страха от большой войны традиционно хватает на полтора -два поколения.
estera
12 май, 2015 07:06 (UTC)
Ну я вот тоже пришла к выводу, что новый абстрактный праздник пока находится в процессе появления. И вызывает сомнения.
( 30 комментариев — Оставить комментарий )

Недавнее

Сентябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow