?

Log in

No account? Create an account

Предыдущее | Следующее

Вчера побывали с mike_anderson и elentir на презентации книги Алексея Иванова "Горнозаводская цивилизация". mary_joe, которая, собственно, и узнала о мероприятии, не смогла, orthobonus тоже хотел, но, увы, работа.
Лекция проходила в МИИГАиК в рамках "Школы наследия".
Я даже кое-что законспектировала одним пальчиком на телефон комментариями к записи в "Фейсбуке".
Алексея Иванова я читала выборочно, что-то очень понравилось, что-то совсем не пошло, что-то и было написано в откровенной спешке, как "Псоглавцы". А людям, совсем не знающим, я объясняю так.
Литературный институт - среда очень закрытая. Скольки пядей во лбу нужно быть, чтобы произвести на них впечатление, не будучи ни из их среды, ни мертвым белым мужчиной классиком? Ответ понятен. А в 2007 году на лекциях по стилистике нам его "Золото бунта" приводили в пример как образец виртуозной работы с диалектными словами в художественном тексте. Вот и судите о том, стоит ли читать Алексея Иванова.
Но я не о художественной литературе, а о "Горнозаводской цивилизации". Вот отрывки из конспекта.
...
Уральские заводы четко делились на левые - те, что к западу от Урала, - строгановские, и правые - к востоку, - демидовские. Была даже определенная симметрия: строгановскому городу соответствовал определенный демидовский. Усолье и Невьянск.
Строгановы и Демидовы издавна представляли собой два противоположных стиля управления. Строгановы хотели сохранить свои заводы у себя в роду, берегли рабочих, не выедали дочиста месторождения. Они и сохранили свои заводы у себя почти до самой революции. Строгановские рабочие не были озабочены выживанием, имели даже некоторое свободное время, из их семей порой выходили иконописцы, церковные певчие. Это был прототип провинциального интеллигента - человека, знавшего, что о нем позаботятся, не инициативного, зато образованного, занятого тонким ремеслом или искусством.
Демидовы были хищники и рвачи, месторождения использовали экстенсивным способом, быстро выедая и бросая, о рабочих не заботились, так что те постоянно существовали на грани выживания и вынуждены были постоянно что-то придумывать, как-то вертеться, чтобы выжить. Этот стиль управления породил другой человеческий тип - мастера, изобретателя, человека инициативного и хитроумного. Из демидовских рабочих вышли Черепановы - изобретатели паровоза.
...
Во время пугачевщины крепостные часто шли друг против друга, крестьяне против крепостных рабочих. Крестьянство ненавидело заводы - они их отрывали от земли. На полгода, на время самых жарких полевых работ крестьянина отправляли выполнять подсобные, неквалифицированные, тяжелые работы на завод, в то время как на земле оставались только женщины, старики и дети.
...
В бытовом мировоззрении уральских рабочих было очень мало как от православного христианства, так и от низового язычества крестьян. Рабочие позаимствовали мифы вогулов (ханты и манси) и слили их с собственным протоязыческим мировоззрением. Они обожествляли завод как Молоха. Завод объединял стихии: воду (запруда), огонь, плавящийся металл. Он требовал себе человеческих жертв, в плотину часто замуровывали людей, чтобы крепче стояла. А если плохо работала доменная печь, в ней сжигали икону.
...
Уральские заводы - единственные, построенные в стиле классицизма.
...
Бажовские сказки содержат в себе рудименты вогульской мифологии. Серебряное Копытце - это священная статуя небесного лося, который носит солнце по небу. Ему подкладывали под копыта персидские серебряные блюда, чтобы идол не стоял на земле, а на блюдах лежали подношения, например серебряные монеты. Отсюда и пошла сказка о Серебряном Копытце.
Бабка-синюшка и другие волшебные персонажи Бажова также имели своим прототипом если не божество, то какое-нибудь обрядовое явление. Бабка-синюшка (как, кстати, и Баба-Яга) - это кукла в праздничной одежде, изображающая мертвеца и лежащая в капище у вогулов. Понятно, что вогулы убивали тех, кто проникал в эти секретные места, отсюда и сказания о том, что бабка-синюшка душит людей, кроме тех, кто ей чем-то угодил.
А вот совсем недалеко от бажовских мест, на Мурзинском месторождении, другая мифология. Там добычей самоцветов занимались крестьяне, и мифология у них была крестьянская. Самоцвет - плод земли. А если кончилась жила - нужно покормить хозяина ямы, и тогда он вырастит новые самоцветы.
Помимо отражения местной мифологии, у Бажова была другая заслуга: он создал литературное отражение человеческого типа - уральского рабочего, человека труда. До него за эту задачу не брался никто. Мамин-Сибиряк описывал купцов, но не рабочих. При этом образ рабочего был создан Бажовым уже тогда, когда его уже не было в реальности: горнозаводская цивилизация в советское время уже не существовала, о ней остались предания.
Итак, каков этот человеческий тип рабочего?
У Бажова это Данила Мастер. Человек труда. Главная ценность уральского менталитета - труд. Как для крестьянина собственность, земля, для казака - воля, справедливость. А для уральского рабочего - труд, уникальное ремесло, поднимающееся до уровня творчества. Даже будучи крепостным, он не очень ценил волю: выкупиться на волю было хотя и трудно, но возможно; воля была ему нужна только для того, чтобы никто не мешал трудиться.
И святой покровитель Урала - праведный Симеон Верхотурский - под стать тем, кому он покровительствует. Это не был преподобный или глубокий знаток православной веры. Это был прежде всего труженик, бессребреник, человек, трудившийся даром на благо людей.
...
На самом деле, в лекции еще много всего было, но вот что записала, то и записала.

Comments

( 13 комментариев — Оставить комментарий )
kristuscha
28 янв, 2016 08:48 (UTC)
Очень интересно! Особенно про мифологию!
Ничего его не читала, но вот теперь захотелось!
thurbo
28 янв, 2016 08:57 (UTC)
Cпасибо, интересно. Про Черепанова - ценная иллюстрация.
3enia
28 янв, 2016 09:25 (UTC)
Тоже интересно и ново, сразу захотелось современные реалии в этом ключе рассмотреть. Ничего себе пальчик, шустрый какой! :)
estera
28 янв, 2016 09:57 (UTC)
Как выглядело то, что я набивала одним пальцем, можно увидеть в фейсбуке, в комментариях к записи.
zvezdenik
28 янв, 2016 09:59 (UTC)
ой. родной универ лекции проводит ы. прикольно
voron_olya
28 янв, 2016 11:12 (UTC)
Люблю Алексея Иванова очень, Золото Бунта в особенности. Но читала его довольно простые романы, чисто исторические - ни один не осилила.

Edited at 2016-01-28 11:13 (UTC)
estera
28 янв, 2016 11:36 (UTC)
"Золото бунта" и "Сердце пармы", равно как, наверное, "Геолог..." - это уже классика.
voron_olya
28 янв, 2016 13:10 (UTC)

Да, географ. А еще у них с Леонидом Парфеновым был замечательный теле-документальный проект Хребет России. Краевед он изумительный. Мне после Золота Бунта очень хотелось по этому маршруту сплавиться). Не знаю, возможно это или нет.

estera
28 янв, 2016 15:51 (UTC)
Я видела фотографии Чусовой. Мистическая река
beaver_cherokee
28 янв, 2016 12:43 (UTC)
Здорово как!
veber
28 янв, 2016 16:42 (UTC)
Надо будет почитать. Я очень люблю, как он пишет.
sagraedo
29 янв, 2016 07:21 (UTC)
Как интересно!
baker_str_muse
29 янв, 2016 09:35 (UTC)
Спасибо большое за тезисы. Теперь захотелось в этом покопаться.
( 13 комментариев — Оставить комментарий )

Недавнее

Сентябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow