?

Log in

No account? Create an account

Предыдущее | Следующее

Оригинал взят у cleofide в Время петь "Лазаря"
В Москве - очередная нестандартная и весьма примечательная премьера: в камерном музыкальном театре имени Б.А.Покровского поставлена духовная опера "Лазарь", два акта которой написал (немного не доведя второй до конца) молодой Франц Шуберт (дело было примерно в 1819-20 году, то есть автору было 22-23 года), а завершил второй акт и дописал третий умудрённый годами, опытом и знаниями всего на свете Эдисон Васильевич Денисов. "Лазарь" был дописан им в 1995 году; в 1996 состоялось концертное исполнение в Штутгарте под управлением инициатора этой идеи - Хельмута Риллинга.
Но одно дело - концерт, другое дело - сценическая постановка...
И - вот она!

Собственно, премьера - завтра (ага, в День космонавтики, что тоже несколько символично).
Сегодня были два "прогона", то есть два полных исполнения в костюмах и со всем, что полагается, включая званую публику в лице критиков, музыковедов, театроведов и прочих "посвященных".





Ожидалось, что дневным прогоном будет дирижировать сам Геннадий Николаевич Рождественский, но в итоге за пультом оказался его ученик Айрат Кашаев.
Перед каждым из трех актов дирижер лично зачитывает.... или нет, прочувствованно декламирует... и тоже нет, - напоминает слушателям суть евангельских событий: болезнь и смерть Лазаря, его погребение и оплакивание, его чудесное воскрешение и восхваление веры в могущество Создателя.





Последнее фото дирижёра, уже на поклонах, у меня вышло смазанным, но оно, по-моему, самое выразительное.



Жанр "Лазаря" довольно специфичен. Шуберт, скорее всего, задумывал именно ораторию, потому что поставить такое на сцене в меттерниховской Вене начала 1820-х годов было вряд ли возможно (в основе либретто - религиозная драма Августа Германа Нимейера "Лазарь, или Торжество Воскрешения", написанная еще в 1778 году, причем в расчёте на протестантскую аудиторию). С другой стороны, хоровых эпизодов в "Лазаре" немного, гораздо больше сольного пения. Для оперного театра 20 - 21 века подобный жанровый микст - просто подарок. Но для эпохи Шуберта это очень смелый эксперимент. Кое-где слышатся отзвуки впечатлений Шуберта от "Христа на Масличной горе" Бетховена (эту ораторию он уж точно знал) и от каких-то других произведений старших современников, однако в целом "Лазарь" смотрит далеко в будущее - аж в сторону "Парсифаля", где опера вновь вспомнила, что изначально она являлась не столько трагедией, сколько мистерией о странствиях души между мирами (разные "Дафны" и "Эвридики") или о расставании и воссоединении души и тела (шедевр Кавальери).


Вначале я не собиралась ничего снимать, кроме как на поклонах. И первый акт только слушала, вникая не только в божественную красоту музыки Шуберта, но и в нюансы исполнения, и в сам образ спектакля, придуманного художником-постановщиком Станиславом Бенедиктовым и его коллегами. Происходившее настолько захватывало, что совсем не хотелось воспринимать эту мистерию слухом и глазом рецензента или папарацци. С другой стороны, много раз хотелось про себя воскликнуть - "Остановись, мгновенье!" - и... вынуть камеру. Каюсь, в конце концов вынула. Тем более, что не одна я была там такая. Спереди сидели крутые  профи с зеркалками. А я что? Я мелкий блогер, вывешиваю картинки в журнале, снимаю мыльницей...

Кто бы устоял перед такой неземной красотой?
Это Евгения Суранова в партии Емины - так здесь зовут воскресшую дочь Иаира. Она благовествует собратьям по земной юдоли об истинном существовании высшего бытия.






Страшно боится смерти и не верит в воскресение Симон (Роман Бобров). Это единственная здесь развёрнутая партия, написанная для относительно низкого голоса (баритона).



Собственно, заглавный герой - Лазарь (Игорь Вялых).
По-моему, идеальное попадание в образ. И вокально, и сценически артист был всюду естественен и безупречен.




Сёстры Лазаря, страстная Марфа и более нежная, эмоционально тонкая Мария, могли бы быть контрастными, если бы Шуберт поручил их партии разным типам голосов. Но обе они - сопрано, и артисткам приходится создавать характеры из нюансов.

Марфа - Татьяна Федотова - по-настоящему распелась и вошла в образ во 2 акте. Скорбь по брату доходит здесь почти до трагического отчаяния.



Мария (Татьяна Конинская) горюет более отрешённо или, наоборот, более беззащитно...






Немалое очарование спектаклю придают детки - учащиеся детской группы театра. Некоторые - совсем малыши. Но мальчик (в программке не поставлена галочка против имени) храбро спел небольшое соло во втором акте.





Девочки играли мимические роли и смотрелись как прелестные ангелы. Они введены не только для пущей красоты: в первом акте мимическое трио детишек на заднем плане как бы показывает детство Лазаря, Марфы и Марии. Во втором акте девочки играют на кладбище, омывая и пеленая куклу как покойника, что вызывает ужас у Симона, одержимого страхом смерти.





Музыка Шуберта иссякает к концу 2 акта, финальный хор которого написан уже Денисовым. Денисову же принадлежит и 3 акт, где нет нарочитой стилизации под Шуберта, однако использован его тематизм, из-за чего произведение остаётся внутренне цельным, хотя и выводит слушателя в иное духовное пространство.

Чудо воскрешения Лазаря показано символически, без какого-либо "реализма" (Христа, естественно, на сцене нет, о нём лишь говорится). Но от этого оно не перестаёт быть чудом. Фотографии, следующие далее, сделаны во время представления 3 акта и на поклонах. Кажется, по лицам артистов заметно, что они сами пережили катарсис - произошло нечто важное, светлое и высокое, и оно будет с ними происходить всякий раз, когда звучит эта музыка.



Лазарь и его друг Нафанаил (Захар Ковалёв).
Нафанаила крупным планом у меня нет, поскольку как солист он присутствовал в основном в первом акте.



Нафанаил и уверовавший Симон - на поклонах.




Чудесной красоты мизансцена с воскресшим Лазарем, Марфой и Марией. Визуальная рифма к 1 акту, только там он умирал, а в чаше была вода для прощального омовения.



Лазарь и Емина поют о вечной жизни.



Поклон основных героев...




И ещё раз - крупно - солисты.














Напоследок - картинка из фойе...
Сколько раз бывала в театре и читала это высказывание Покровского, воспринимая его как прекраснодушную гиперболу...
А теперь подумалось: может быть, мастер был в самом деле прав.


Только искусство - его сотворение и совместное переживание - делает нацию здоровой, счастливой, мудрой, уверенной в себе и привлекательной для соседей.

Только искусство. И ничто другое.




Премьера, повторяю, завтра. И послезавтра. Спектакль, как нетрудно понять, прекрасный. Предчувствую аншлаг и ажиотаж. И, похоже, "Лазарь" станет украшением афиши Камерного театра. И будет раз от разу хорошеть и совершенствоваться.


Comments

( 2 комментария — Оставить комментарий )
helce
24 дек, 2016 21:11 (UTC)
Очень интересно.
И боюсь, в записи этот спектакль многое потеряет.
А твоя мыльница очень даже ничего, портреты хорошие.
estera
24 дек, 2016 21:14 (UTC)
Это не моя мыльница - я сделала перепост.
( 2 комментария — Оставить комментарий )

Обо мне

2017
estera
Полина Ф.

Недавнее

Ноябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Метки

На этой странице

Разработано LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow