?

Log in

No account? Create an account

Предыдущее | Следующее

Оригинал взят у cleofide в Время петь "Лазаря"
В Москве - очередная нестандартная и весьма примечательная премьера: в камерном музыкальном театре имени Б.А.Покровского поставлена духовная опера "Лазарь", два акта которой написал (немного не доведя второй до конца) молодой Франц Шуберт (дело было примерно в 1819-20 году, то есть автору было 22-23 года), а завершил второй акт и дописал третий умудрённый годами, опытом и знаниями всего на свете Эдисон Васильевич Денисов. "Лазарь" был дописан им в 1995 году; в 1996 состоялось концертное исполнение в Штутгарте под управлением инициатора этой идеи - Хельмута Риллинга.
Но одно дело - концерт, другое дело - сценическая постановка...
И - вот она!

Собственно, премьера - завтра (ага, в День космонавтики, что тоже несколько символично).
Сегодня были два "прогона", то есть два полных исполнения в костюмах и со всем, что полагается, включая званую публику в лице критиков, музыковедов, театроведов и прочих "посвященных".





Ожидалось, что дневным прогоном будет дирижировать сам Геннадий Николаевич Рождественский, но в итоге за пультом оказался его ученик Айрат Кашаев.
Перед каждым из трех актов дирижер лично зачитывает.... или нет, прочувствованно декламирует... и тоже нет, - напоминает слушателям суть евангельских событий: болезнь и смерть Лазаря, его погребение и оплакивание, его чудесное воскрешение и восхваление веры в могущество Создателя.





Последнее фото дирижёра, уже на поклонах, у меня вышло смазанным, но оно, по-моему, самое выразительное.



Жанр "Лазаря" довольно специфичен. Шуберт, скорее всего, задумывал именно ораторию, потому что поставить такое на сцене в меттерниховской Вене начала 1820-х годов было вряд ли возможно (в основе либретто - религиозная драма Августа Германа Нимейера "Лазарь, или Торжество Воскрешения", написанная еще в 1778 году, причем в расчёте на протестантскую аудиторию). С другой стороны, хоровых эпизодов в "Лазаре" немного, гораздо больше сольного пения. Для оперного театра 20 - 21 века подобный жанровый микст - просто подарок. Но для эпохи Шуберта это очень смелый эксперимент. Кое-где слышатся отзвуки впечатлений Шуберта от "Христа на Масличной горе" Бетховена (эту ораторию он уж точно знал) и от каких-то других произведений старших современников, однако в целом "Лазарь" смотрит далеко в будущее - аж в сторону "Парсифаля", где опера вновь вспомнила, что изначально она являлась не столько трагедией, сколько мистерией о странствиях души между мирами (разные "Дафны" и "Эвридики") или о расставании и воссоединении души и тела (шедевр Кавальери).


Вначале я не собиралась ничего снимать, кроме как на поклонах. И первый акт только слушала, вникая не только в божественную красоту музыки Шуберта, но и в нюансы исполнения, и в сам образ спектакля, придуманного художником-постановщиком Станиславом Бенедиктовым и его коллегами. Происходившее настолько захватывало, что совсем не хотелось воспринимать эту мистерию слухом и глазом рецензента или папарацци. С другой стороны, много раз хотелось про себя воскликнуть - "Остановись, мгновенье!" - и... вынуть камеру. Каюсь, в конце концов вынула. Тем более, что не одна я была там такая. Спереди сидели крутые  профи с зеркалками. А я что? Я мелкий блогер, вывешиваю картинки в журнале, снимаю мыльницей...

Кто бы устоял перед такой неземной красотой?
Это Евгения Суранова в партии Емины - так здесь зовут воскресшую дочь Иаира. Она благовествует собратьям по земной юдоли об истинном существовании высшего бытия.






Страшно боится смерти и не верит в воскресение Симон (Роман Бобров). Это единственная здесь развёрнутая партия, написанная для относительно низкого голоса (баритона).



Собственно, заглавный герой - Лазарь (Игорь Вялых).
По-моему, идеальное попадание в образ. И вокально, и сценически артист был всюду естественен и безупречен.




Сёстры Лазаря, страстная Марфа и более нежная, эмоционально тонкая Мария, могли бы быть контрастными, если бы Шуберт поручил их партии разным типам голосов. Но обе они - сопрано, и артисткам приходится создавать характеры из нюансов.

Марфа - Татьяна Федотова - по-настоящему распелась и вошла в образ во 2 акте. Скорбь по брату доходит здесь почти до трагического отчаяния.



Мария (Татьяна Конинская) горюет более отрешённо или, наоборот, более беззащитно...






Немалое очарование спектаклю придают детки - учащиеся детской группы театра. Некоторые - совсем малыши. Но мальчик (в программке не поставлена галочка против имени) храбро спел небольшое соло во втором акте.





Девочки играли мимические роли и смотрелись как прелестные ангелы. Они введены не только для пущей красоты: в первом акте мимическое трио детишек на заднем плане как бы показывает детство Лазаря, Марфы и Марии. Во втором акте девочки играют на кладбище, омывая и пеленая куклу как покойника, что вызывает ужас у Симона, одержимого страхом смерти.





Музыка Шуберта иссякает к концу 2 акта, финальный хор которого написан уже Денисовым. Денисову же принадлежит и 3 акт, где нет нарочитой стилизации под Шуберта, однако использован его тематизм, из-за чего произведение остаётся внутренне цельным, хотя и выводит слушателя в иное духовное пространство.

Чудо воскрешения Лазаря показано символически, без какого-либо "реализма" (Христа, естественно, на сцене нет, о нём лишь говорится). Но от этого оно не перестаёт быть чудом. Фотографии, следующие далее, сделаны во время представления 3 акта и на поклонах. Кажется, по лицам артистов заметно, что они сами пережили катарсис - произошло нечто важное, светлое и высокое, и оно будет с ними происходить всякий раз, когда звучит эта музыка.



Лазарь и его друг Нафанаил (Захар Ковалёв).
Нафанаила крупным планом у меня нет, поскольку как солист он присутствовал в основном в первом акте.



Нафанаил и уверовавший Симон - на поклонах.




Чудесной красоты мизансцена с воскресшим Лазарем, Марфой и Марией. Визуальная рифма к 1 акту, только там он умирал, а в чаше была вода для прощального омовения.



Лазарь и Емина поют о вечной жизни.



Поклон основных героев...




И ещё раз - крупно - солисты.














Напоследок - картинка из фойе...
Сколько раз бывала в театре и читала это высказывание Покровского, воспринимая его как прекраснодушную гиперболу...
А теперь подумалось: может быть, мастер был в самом деле прав.


Только искусство - его сотворение и совместное переживание - делает нацию здоровой, счастливой, мудрой, уверенной в себе и привлекательной для соседей.

Только искусство. И ничто другое.




Премьера, повторяю, завтра. И послезавтра. Спектакль, как нетрудно понять, прекрасный. Предчувствую аншлаг и ажиотаж. И, похоже, "Лазарь" станет украшением афиши Камерного театра. И будет раз от разу хорошеть и совершенствоваться.


Comments

( 2 комментария — Оставить комментарий )
helce
24 дек, 2016 21:11 (UTC)
Очень интересно.
И боюсь, в записи этот спектакль многое потеряет.
А твоя мыльница очень даже ничего, портреты хорошие.
estera
24 дек, 2016 21:14 (UTC)
Это не моя мыльница - я сделала перепост.
( 2 комментария — Оставить комментарий )

Недавнее

Август 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Метки

На этой странице

Разработано LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow