?

Log in

No account? Create an account

Предыдущее | Следующее

Поняла, что больше-всего в "Царь-девице" меня чисто гендерное зацепило - идея автора, что для сильной, воинственной женщины возможно только братство (Царь-Девицы с Ветром), но не любовь. Сильного, традиционного мужчину Царь-Девица даже не рассматривает (на няньку руками махала, когда та умоляла ее выйти замуж да дать старухе деток понянчить), а слабый, нежный, женственный (и добродетель-то у него традиционно женская - непорочность), который восхищает ее своей безопасностью, беззащитностью и тонкостью, "не сдюживает" и оказывается недостойным: все три свидания спит колдовским сном. После чего ей остается только покончить с собой и отпустить душу с Ветром, а ему броситься в море.

В народной сказке, записанной Афанасьевым и послужившей первоисточником поэме, всё решается в традиционном духе: Иван - купеческий сын, который так же все три свидания проспал из-за мачехина колдовства, совершает ряд подвигов с помощью Бабы Яги и ее сестер (Проппа на сцену!), добывает яйцо, возвращающее ему любовь Царь-Девицы (ну чего - доказал, что не лыком шит, а если и спал, то не по хилости, так что к семейной жизни годен), она яйцо съедает, они женятся, все счастливы. Но именно это Цветаевой было и не нужно, да и меня тоже не цепляет. По разным причинам.

И еще у Цветаевой есть два момента, каких не могло быть в народной сказке: конец царства царя-пьяницы (понятно на что аллюзия) и месть Ветра царице-мачехе. Вот ее я не очень поняла, тут должен быть какой-то символический смысл, но я его пока "не догоняю". Понятно, что Ветер был ее первым мужчиной ("прежде супруга ворот растрепал"), он же ей мстит за все ее художества - забирает с собой и бросает в море. Вообще этот образ появился во всей красе ближе к концу, он не очень понятен, надо будет еще подумать-помедитировать - о чем это вообще. UPD: Полагаю, что и это тоже очень сильно "про гендер", и весьма поучительно: о том, что агрессивность, сексуальная жадность и окольное властолюбие традиционной женщине всегда выходит боком - "недомужское" начало ее отвергает, а сильное, по-настоящему мужское - уничтожает, потому что оно сильно по-настоящему, а "традиционная" стерва сильна только манипуляциями, на которые далеко не все и ведутся-то (пьяница царь повелся, Ветер - нет).

Ну, глубокая же вещь, я ж говорю. Хотя по форме и эстетике она мне, как и всё у поздней Цветаевой, не нравится.

Comments

( 13 комментариев — Оставить комментарий )
arashi_opera
7 апр, 2014 15:54 (UTC)
“Огнь — отец мне, Вода — матерь,
Ветер — брат мне, сестра — Буря.
Мне другой родни не надо!”

Вот-вот. *бурчит* И нечего вообще было с этим придурком связываться.
irondragonfly
7 апр, 2014 16:39 (UTC)
По мне, с царицей все проще: это просто нелюбимый самой Цветаевой женский тип, та самая хищная и пошловатая женственность, "труха гипсова" и проч. Так что она вроде и побеждает, и тут же сокрушительно проигрывает. Та самая Елена Троянская, которую "любят чуть ли не руками".

Edited at 2014-04-07 16:41 (UTC)
estera
8 апр, 2014 08:04 (UTC)
Это-то да. Но меня удивили ее взаимоотношения именно с Ветром.
irondragonfly
8 апр, 2014 08:05 (UTC)
Дык не своими же руками ей, ну.
grammar_kommie
7 апр, 2014 18:54 (UTC)
Хм, теперь почитать придётся. Сама не взялась бы, потому что при всём восхищении подолгу читать Цветаеву не люблю. Но очень уж идеи интересные, и мне бы пригодились.
estera
7 апр, 2014 19:04 (UTC)
Наташа, прекрасно тебя понимаю: Цветаевой много не съешь, но иногда приходится себя заставлять
siniy_lepestok
8 апр, 2014 11:15 (UTC)
праститя, но цветаева сама - хищная и пошловатая женственность, еще и истероидного типа. а ежели приплюсовать сюда ее печальный финал, то сразу станет ясно, что рассматривать ее гендерные изыскания серьезно. да еще с попыткой примерить на личный опыт - ну... нинада этава деладь
estera
8 апр, 2014 11:23 (UTC)
но цветаева сама - хищная и пошловатая женственность

Откуда такой вывод?
siniy_lepestok
8 апр, 2014 11:27 (UTC)
из текстов, вестимо, откуда ж еще мне было это взять? причем этой хищной пошловатой женственностью она переполнена так, что у меня начинается нервный тик, стоит мнеп нарваться на ее очередное самолюбование жертвы
если честно, как прародительница вульгарной девачкавай паезие... ну в общем это... опять я пойду непонятой :(
estera
8 апр, 2014 11:34 (UTC)
Где у нее в текстах хищность - все равно непонятно. Эстетически Цветаева может раздражать. Девочковая поэзия - тем паче иным эстетам может выглядеть пошленько, но это в значительной мере как Рабинович поет Паваротти.
spaniel90100
22 апр, 2014 17:13 (UTC)
"Поняла, что больше-всего в "Царь-девице" меня чисто гендерное зацепило - идея автора, что для сильной, воинственной женщины возможно только братство (Царь-Девицы с Ветром), но не любовь."

Так это, простите, не гендерное, а обычная Первая Воля :)
estera
22 апр, 2014 17:21 (UTC)
Ну тем не менее гендерное тоже есть. 1-я Воля мужчины может удовлетвориться 4-й у женщины, так как для женщины 4-я - эталонная, а женщина с 1-й Волей может иметь много проблем именно с тем, что слабого мужчину не уважает, с сильным - конкурирует.
( 13 комментариев — Оставить комментарий )

Обо мне

2017
estera
Полина Ф.

Недавнее

Ноябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow