Полина Ф. (estera) wrote,
Полина Ф.
estera

Categories:

Вершки и корешки российской истории

Оригинал взят у tak_the_ape в Вершки и корешки российской истории
Что-то последнее время, чуть только я начинаю обдумывать российскую историю, мне вспоминается сказка о вершках и корешках.
Жили-были, значит, на необъятных просторах нашей родине древляне, поляне и прочая лесная русь изначальная.
Пришли к нам викинги. О! - сказали лесовики - у них конунг, мы тоже хотим!
Взяли из государственного устройства викингов князя, в качестве вершков.
А всякие корешки вроде северного мужества и личной чести оставили. А чего, мужества и чести у нас самих дофига, чужого не надо.

Пришли к нам греки. О! - сказали княжьи люди - у них церковь, мы тоже хотим!
Взяли вершки в виде церкви, икон и Максима Грека.
А корешки в виде склонности любого зеленщика рассуждать о Боге, думать, философствовать и вообще иметь личное мнение оставили. А чего там, князь (из предыдущей серии) лучше знает, как и кому молиться. И вообще, идолам поклоняться умеем, значит, и с иконами как-нибудь разберемся.
Впрочем, тут вышла накладка, и некоторое количество корешков в русскую почву таки попало. Недосмотрели.

Дальше пришли татары. Ой, ё! - сказали православные, разогнувшись. - Эк они нас нагнули! Мы тоже хотим!
Тут народ начал соображать, что если нас с чужими вершками так сделали, то, может, изначальный подход какой-то неправильный.
Так что у Орды взяли самые что ни на есть корешки - в виде всеобщего взяточничества как образа жизни, низкопоклонства перед вышестоящими, спеси перед низшими и склонности нагибать любого, кто слаб.
А вершки в виде жесткой правовой системы и общественной (и военной) структуры, а также всяких там веротерпимостей и первобытных законов гостеприимства оставили.
Вершков у нас и так, чай, набрано, и "Русская правда" есть, и вера своя, еще чужую терпеть, ишь! И так не пропадем.

На этом месте, собственно, началось Московское княжество, с которого и есть пошла Российская империя, в которую пришел царь Петр, который был великий. А поскольку он был великий, ждать, пока кто-нибудь к нему придет, не стал и пошел сам.
Ишь! - сказал самодержец, полюбовавшись Европой. - Какие у них армия и флот! Я тоже хочу!
И взял Петр эти вершки, превратив всю страну в подобие военного лагеря и введя четкую систему чинов и званий (ее как раз у монголов давеча недобрали). А также заводов и верфей. А корешки в виде экономических основ всей этой лабуды (зарождающаяся буржуазия там, предпринимательство) - брать не стал. И так людишки справятся. А куда они нафиг денутся, я царь али не царь?

Дальше всё это крутилось и росло. Периодически разные мечтатели пытались снова принести из Европы то вершки, то корешки. Но, поскольку страна была качественно отформатирована под военную часть, а в армии все должно быть единообразно и по команде, то этих мечтателей быстро отправляли чистить сортиры зубными щетками и подметать снег на плацу ломами.
Но тут пришлось всерьез воевать, и оказалось, что страна, как в армейском анекдоте, затрахала себя постоянными проверками боеготовности до полной разрухи. Даже японцы удивились - мы, сказали, на что уж азиаты, но так не умеем.
В этой ситуации очередная группа мечтателей таки сумела привезти из Европы очередное новшество - сверхсовременную (на тот момент) теорию разумной организации общественно-экономической деятельности. Правда, непроверенную.
О! - сказали затраханные солдатики. - Клёво! Мы так хотим!
Разумеется, по старой традиции взяли только вершки в виде руководящей роли партии и гегемонии пролетариата. А с теми мечтателями, кто пытался пересадить корешки, быстро разобрались.
Есть, правда, мнение, что и тут некоторые корешки успели приняться. Но даже если и так - на общем фоне это оказались так, клумбочки на газоне. А сам газон принялись возделывать привычными армейскими методами, так что травы на нем год от года становилось все меньше.

В этом месте партия и правительство постарались учесть исторический опыт и окружили территорию (как и положено в/ч) высоченным забором, чтоб никаких вершков и корешков в страну больше не попало.
Но наш народ непобедим в своем стремлении достать и принести, поэтому сквозь щели в заборе что-то на газон проникало. Правда, рассматривать через щель - а что именно тащим? - было очень неудобно. А ухаживали за полученными вершками и корешками методами, взятыми из боевых листков, описывающих действия вероятного противника.
В итоге оказалось, что взяли мы себе уже не вершки или корешки, а натуральный загнивающий капитализм, которого за забором отродясь не было. А что из него получилось в сочетании с имеющейся экосистемой - это и вовсе не в сказке сказать, ни пером описать.

Последний акт действий по этой схеме разворачивается прямо сейчас.
Увидела Россия, как США посредством агрессивного блока НАТО пытается работать мировым полицейским и вводить войска куда ни попадя.
О! - сказали россияне. - Круто!
Ну, дальше вы знаете. Может, даже знаете, какие вершки мы берем сейчас и на какие корешки привычно не обращаем внимания.

Tags: чужое
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments