?

Log in

No account? Create an account

Предыдущее | Следующее

Оригинал взят у ithaca_66 в Переводы. Стейн Мерен 5: Тристан и Изольда
 Стейн Мерен

Не мог удержаться от искушения и не показать, что порой некоторые вещи кажутся не совсем тем, что они есть на самом деле. В данном случае - стихотворение норвежского поэта Стейна Мерена "Тристан и Изольда", которое видится весьма изящной вариацией на тему средневековой легенды - но на самом деле, связано, прежде всего, с вагнеровской оперой. 
 
 
Тристан похищает Изольду. Миниатюра XV в.
 
Начало "Тристана и Изольды" Вагнера:
 

Собственно, два мотива этой оперы: увертюра с ее знаменитым "Тристан-аккордом" (собственно, он-то вверху и представлен), не имеющего гармонического разрешения, и финальная ария Изольды - "Liebestod" - образуют то изначальное впечатление, вокруг которого кристаллизуются все остальные смыслы стихотворения Мерена.
 
Увертюра (за дирижерским пультом - Зубин Мета) - вот она:
 
 

А вот - финальная ария Изольды, в исполнении Вальтрауд Мейер, дирижирует Давид Барнебойм, постановка Ла Скала, 2007:
 
 

Само стихотворение Стейна Мерена построено по законам музыкальной фуги. Первая строфа стихотворения Мерена задает тему: для любящих весь мир превращается в них самих, – дальнейшее развитие стихотворения есть повторение этой темы в разных модуляциях: страх, бегство, подобно тому как в фуге основная тема последовательно звучит в разных голосах.
 
Тристан везет Изольду к королю Марку. Миниатюра XV века.

СТЕЙН МЕРЕН

ТРИСТАН И ИЗОЛЬДА

Сбросив «я», обнажились – и стали друг другу навеки
Будто любовный напиток превратил этот мир
в них самих, их желания стали аккордами прикосновений вслепую
к телу мира, но все, к чему прикасались они
ими же и становилось. Кожа к коже, мука
жажды друг друга…

И они не радовались
своей любви:
любовь и была радостью им
И они не могли помыслить
об этой любви
ибо эта любовь была мыслью о ней
И они смотрели друг другу в глаза, но не сказали:
вот же она, наша любовь, –
ибо эта любовь была взглядом

Так их встреча обернулась
вечно длящейся встречей; разлука
встречей вновь, чтобы кончиться в смерти
И они не могли бояться любви
ибо их любовь была страхом
И они не могли убежать от любви
ибо их любовь была бегством

Тристан и Изольда, ставшие
небом-землею: они никогда
не взглянули в себя, они так и остались
тянуть руки друг к другу,
чтобы кончики пальцев
коснулись ладоней звезды,
чтобы чувствовать кожей,
под кожей – касанье Луны. Сродни
порожденьям пространств
по ту сторону взгляда, они заблудились
друг в друге, тела их лежали
себя обретая лишь
во взгляде другого, в него завернувшись. Рассвет
нёс им смерть: избавленья улыбка,
улыбка, повисшая между

Тристан и Изольда, ослепленные солнцем любви,
они позволяют смерти вечно стоять подле наших жизней на страже
И прислушавшись, мы различим в этом гуле мгновений, играющих с нами,
пробивается чистая нота. Тогда, не оглядываясь, мы до конца проживаем
свою музыкальную тему… Когда-нибудь мы превратимся
в музыку Тристан и Изольда, фугу двух жизней
потерявших себя ради вечного чуда
Пер. А. Нестерова

Comments

( 2 комментария — Оставить комментарий )
Евгений Курочкин
26 июн, 2014 05:32 (UTC)
Песочный арт по "Тристану и Изольде" под музыку Элизбар
Только вернулся с ВОТЭТНО!- там такое чудо происходило

https://vk.com/video56485205_169159110?list=45f923e70b603b124d

"Специально для фестиваля "ВотЭтно" был разработан песочный спектакль "Тристан и Изольда". Песочные картины плавно перетекали под сказочную музыку Alizbar.
Песочный спектакль "Тристан и Изольда" - это средневековая легенда о великой любви рыцаря Тристана и королевы Изольды. Легенда имеет кельтское происхождение, складывалась она в незапамятные времена и в середине XII века уже была хорошо известна по всей Европе. В основе сюжета лежит сочинение Ж. Бедье "Роман о Тристане и Изольде" 1900 г. Общая тональность песочного спектакля трагическая. Герои гибнут под давлением судьбы и тема любви неразделимо переплетается с темой смерти. Рок, символически воплотившись в кубке с любовным напитком, оказывается сильнее.
Великолепная музыка композитора и исполнителя Alizbar и группы Ann Sannat позволяет погрузиться в мир трагической и страстной любви, рыцарских приключений и средневековой романтики.
Продолжительность спектакля 1 час."
(https://vk.com/wall-47118795_59)
estera
26 июн, 2014 05:38 (UTC)
Re: Песочный арт по "Тристану и Изольде" под музыку Элизб
Какое чудо... Спасибо, друг дорогой, что поделился!
( 2 комментария — Оставить комментарий )

Обо мне

2017
estera
Полина Ф.

Недавнее

Ноябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow