?

Log in

No account? Create an account

Предыдущее | Следующее

Классика феминизма, даже самой удивительно, что добралась только сейчас. Скорее даже из чувства долга - нельзя говорить о феминизме и обойти вниманием это. Зато теперь я всё знаю: откуда эта поражавшая меня всю дорогу мизогиния радикальных феминисток. "Все женщины увечные, мужчины в этом виноваты". Да вот оттуда. И довольно убедительно.
Как это достигается?
Берется непроговариваемое убеждение в том, что все мужчины - светочи, гении, самостоятельно мыслящие, самореализованные, занимающие активную жизненную позицию, им открыты все пути, и они, сверхчеловеки такие, нуждаются только в послушных служанках, в которых им мило "другое" стихийное и вообще не такое, как у них. А все женщины - раз они такими нужны мужчинам - воспринимаются как недочеловеки, какие-то "другие", неправильные, заперты в узких границах быта и поэтому мелочны, консервативны, падки на всякие сенсации, верят в гороскопы, омерзительно прагматичны, при этом самовлюбленно-нарциссичны, пребывают в мире фантазий, оторваны от реальности, но при этом приземленны, предпочитают приспосабливаться, а не бороться за свободу, обожают свое тело, но при этом издеваются над ним в аскетических упражнениях... То есть берется всё, что не нравится автору, и приписывается одним женщинам. Никонову уже делать нечего - феминистки за него сами постарались.
Да, я могу допустить, что женщины из буржуазной среды, о которых в основном госпожа де Бовуар и писала, обладали всеми описанными свойствами в полной мере. Но ведь и ежу, в общем-то, ясно, что это всё как минимум не исключительно женское. Большинство мужчин не сверхчеловеки ни разу, и гениев среди них - раз-два и обчелся, и симптомы того, что мир - не их, они просто маленькие люди, игрушки в руках судьбы, не способные разобраться в делах большого мира, им более чем свойственны. Может быть, образованным аристократам и буржуа в свободной Франции - в меньшей степени, чем обычному русскому Иван Иванычу, но я вас умоляю - Марья Петровна ничем особым от него не отличается.
Правда, к чести самой госпожи де Бовуар, она и это оговаривает - что большинство мужчин находятся примерно в том же положении. Но тогда в чем пафос ее феминизма - в том, что большинству людей недоступно то, что делает ничтожную часть из них элитой, и женщинам это недоступно в большей степени, чем мужчинам? Ну это вообще-то капитан очевидность. И зачем тогда именно женщин стигматизировать? И что за детское желание любой ценой пробиться в элиту? Большинство людей - простые люди, нечего им в элите делать, и это нормально. Крыша над головой не течет, бандитских разборок под окнами нет, есть возможность "хорошо кушать и нормалек отдыхать" (с) Ольшанский на честно заработанное, за что не будет попреков, при этом с работы не гонят в пустоту, сапогом в морду не бьют - вот это счастье, которое простой человек вправе потребовать от власти и общества. Остальное - вишенка на торте.
Ну да, существуют мифы о женственности, и на женщин часто смотрят как на "других" (очень рельефно это у Бунина, в "Митиной любви": и природа, и симпатичные крестьянские девки - это всё она, Катя, вернее, ее желанный образ в Митином сознании, в то время как реальная Катя вызывает у него ревность и негодование своим чрезмерным увлечением театром, и он не готов ее принимать и строить с ней отношения, в которых будет и ее профессия тоже).
Да, это прибешивает, как и то, что в наше время и в нашей среде женщины часто и сами на себя так смотрят, не в реальности, так в мечтах, верят в какой-то потерянный рай, где они были богинями, корнями, плодами и облачками, небом, землей и прочей лабудой (это перечисление, кстати, вполне в стиле прочитанного). Возможно, в годы написания (конец 40-х, Франция) и в той среде, в которой это писалось, это встречалось не просто чаще, чем сейчас, а сплошь и рядом.
Кстати же, во всех этих корнях, облаках и отвлеченных добродетелях особо плохого я не вижу; почему бы человеку любого пола не считать, что внутри него есть какая-то святыня, органическая связь с божественным, которую нужно только хранить в чистоте - почему нет-то? Скорее уж мужчин можно пожалеть, что им это не особо доступно, если это не деятели искусства какие-нибудь - у них с этим все-таки получше, хотя бы в теории. То есть понятно, почему "нет" с точки зрения ортодоксально религиозной; понятно, почему "нет" с точки зрения атеистки Симоны де Бовуар (хотя ее неожиданно взвешенное отношение к современному ей католицизму приятно удивило). Меня возмущает в женских мечтаниях именно то, что вся эта божественность часто служит только одному - привлечению носителей того органа, который запретил упоминать Мединский.
Но нельзя не отметить вот чего: в современных условиях это все-таки в основном мечты и не очень распространенные теории. Женщины впахивают на работе, часто на ответственной и тяжелой, порой за меньшую плату, чем мужчины (но это уже не к радикальному феминизму, а к обычному) - и в метро по дороге читают дамские романы. Более культурные восхищаются мифологизированной эпохой трубадуров и Серебряным веком. Но это опять-таки скорее забава.
А когда это не мифы и не игры, а суровая жизненная необходимость для женщины жить постоянно в маске одного из архетипов, то имеем то, что описано у госпожи де Бовуар. И это было почти неизбежно в реалиях, в которых еще не совершился массовый исход женщин из семьи в общественную жизнь, будь то работа или какие-то горизонтальные объединения. И все это отнюдь не способствовало доступности для женщин того, что я в одном из предыдущих абзацев обозначила как "счастье простого человека".

Comments

( 7 комментариев — Оставить комментарий )
mike_anderson
5 июл, 2014 14:36 (UTC)
А ты читала "Дороги свободы" Сартра? Там очень много автобиографических вещей. В главном герое угадывается автор, в его подруге Марсель - Симона. Так вот, я не знаю, как у них было по жизни, но в книжке у Марсель очень много тех самых черт, которые Де Бовуар, по твоим словам, приписывает женщинам. Какой из этого сделать вывод, я не знаю (хотя бы по той причине, что "Второй пол" не читал), но факт, как минимум, любопытный.
estera
5 июл, 2014 16:41 (UTC)
Да я заметила, насколько самой же госпоже де Бовуар в ее собственном творчестве свойственно то, что она порицает в женщинах и считает причиной, почему они не бывают гениями, как мужчины... Да, та самая пресловутая субъективность, изворотливость мысли. Но я бы не сказала, что это ее портит. Наоборот: почитаешь такое - и не забудешь.
mithrilian
5 июл, 2014 18:00 (UTC)
У домохозяек были горизонтальные объединения, их количество и качество, имхо, было прямо зависимо от уровня образования, а, значит, непрямо и от уровня доходов, конечно.
estera
5 июл, 2014 18:05 (UTC)
В Штатах в большей степени, чем во Франции. По ним Симона де Бовуар оттопталась с превеликим удовольствием. Мол, и невежественные, и сплошной формализм, и никакого реального влияния на общество - так только, воздух сотрясать.

Edited at 2014-07-05 22:07 (UTC)
(Удалённый комментарий)
estera
8 июл, 2014 03:06 (UTC)
У меня сейчас в голове утрясается, и теперь свой собственный отзыв кажется сумбурным и поверхностным. Что несомненно, так это то, что эта книга - целая копилка рассуждений, с помощью которых можно систематизировать собственные наблюдения, катализатор мысли. И это очень круто.
estera
8 июл, 2014 03:26 (UTC)
На самом деле, я на нее обиделась за общественную деятельность штатовских домохозяек. В то время как частная благотворительность и прочие горизонтальные объединения, где именно домохозяйки чаще всего и вкалывают, на данный момент тянут на себе практически всю социальную сферу США.
estera
8 июл, 2014 09:38 (UTC)
А плюс к тому, еще один момент. У Симоны мне кажется ключевым понятие реальной жизни в противовес опутанному условностями искусственному мирку, представители которого не могут прожить вне большого, реального мира, но при этом совершенно беспомощны в нем, не могут постичь его законов и сидят в своем гетто. Очень зацепил меня этот образ.
( 7 комментариев — Оставить комментарий )

Обо мне

2017
estera
Полина Ф.

Недавнее

Март 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Метки

На этой странице

Разработано LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow