?

Log in

No account? Create an account

Предыдущее | Следующее

Подумалось тут: важно уметь различать жанры в поведении окружающих. Например, родственные жанры "страдать" и "страдать красиво". Различать - это не обязательно жалеть и утешать "страдальца", а "красиво страдальца" выводить на чистую воду как симулянта. Если человек по раздолбайству пятый раз наступает на те же грабли, то он вполне искренен (что не исключает расчета на некоторые вторичные выгоды), в этом нет ничего красивого и шишка на лбу действительно болит, но все же это не повод тут же бросаться к нему и сочувствовать. А "красиво страдалец", скорее всего, страдает из любви к искусству, а не ради утешения от сердобольных. Когда условный рыцарь взволнованно рассказывает условной даме, как он страдает от того, что она на него изволила взглянуть только два этикетных раза вместо сердечных трех, как он был ранен, убивая для нее дракона, то он не ждет, что она заохает, заахает, скажет "ах, зачем так рисковать собой" и тут же пустит его к себе в спальню. Этим она ему всю игру поломает, и он же ее еще за это ославит на весь свет. А ждет он, что она восхитится стойкостью его чувства, тонкостью его проявлений, твердостью в перенесении невзгод, храбростью при убиении дракона... и снова ушлет его за очередным "тем, не знаю чем" в страну псоглавцев. Потому я и считаю, что попытка эмпатировать "красиво страдальцам" - это и себе расстройство, и им игру ломать. А вот восхититься и попугаться от души, при этом отчасти заразившись его "красиво страдательными" эмоциями, - это самый айс, я считаю.

А вот, собственно, отличие "красиво страдальца" от манипулятора, которые хочет на сострадании взломать чужие границы. Манипулятор ждет, чтобы его в ответ на "красиво страдания" впустили домой, накормили, обогрели, в чужую постель спать положили и в чужом доме жить оставили. "Красиво страдалец" хочет, чтобы на красивость его страданий обратили внимания, оценили и в идеале дали понять, что и в будущем не против таких же проявлений. Различить, кто есть кто, можно по поведению в постэндшпиле: когда человеку, идентифицированному как "красиво страдалец", дали точно по его запросу, он может удовлетвориться, и тогда это действительно "красиво страдалец", а может отреагировать как-то невесело, как будто не того ожидал, и тогда это манипулятор. Но вот если на запрос "красиво страдальца" дать искреннее сочувствие и какие-то плюшки, то реакция не говорит ни о чем: и "красиво страдалец" может смутиться тем, что ему дали не то, и манипулятор может из своих манипуляторских соображений не взять предлагаемое.

Comments

( 14 комментариев — Оставить комментарий )
sis_alenushka
30 июл, 2014 03:49 (UTC)
Забавно, похоже на правду. Некоторые неразделённой любовью страдают из любви к искусству. Шок в том, что когда предлагаешь разделённую, человек прям пугается и убегает. Ему оказывается нравилось по тебе страдать. И не более того. Он там себе уже придумал, как невозможно ему добиться твоей взаимности, а тут ты - бери-нехочу. Не, он не будет брать. Он убежит.

С.Моэм "Белый джаз Каролины Эшли"... я когда лет в 20 посмотрела спектакль, у меня был шок. Там у дамы пропал муж. И пока она ждёт мужа, её вздыхатели кублятся вокруг и страдают. А когда выяснилось, что муж погиб и дама свободна...оказалось, что никому это изменение статуса не нужно было. Всех всё устраивало и так.
estera
30 июл, 2014 06:22 (UTC)
Да. Человек может бояться успеха или взаимности. Может просто себе никакой цели не ставить, а играть театр одного актера. А может быть и каннибалом-манипулятором, который изображает, что он играет театр одного актера: изображая страдающего и непонятого, он таким образом раскручивает окружающих на эмоциональные вложения, а вложения эти обесценивает. Показывает, что ему дали не то, что он слишком тонкая натура для такого дешевого сочувствия, нет, он вообще не этого хотел, да ничего он не хотел, фу, что с такими недогадливыми и разговаривать-то.

Edited at 2014-07-30 06:26 (UTC)
sis_alenushka
30 июл, 2014 06:34 (UTC)
В моём случае был канибалл-манипулятор. Классический. В случае с Каролиной Эшли - там сложнее. Им всем просто было удобно вокруг неё. Хотя, наверное, это и есть манипуляция.
estera
30 июл, 2014 07:03 (UTC)
Полагаю, воздыхатели Каролины не были готовы к серьезным вложениям и большой ответственности. Я не читала, потому не знаю точно, но часто в подобных случаях речь идет не о манипуляции (т.е. раскручивании контрагента на серьезные вложения), а только о нежелании вкладываться самому.
Хотя... хотя! Читала я рассказ Надежды Лухмановой "Изнанка жизни". У героини муж - тяжко больной, живет отдельно, лечится на водах, поклонники гужом. Большинству и правда ничего не надо, кроме как потусоваться в гостиной, один претендует на нечто большее. Она в принципе готова на связь, не хочет ее даже от общества скрывать - в ее положении это настолько естественно, что никто и осуждать всерьез не будет. Внезапно муж умирает, дама говорит поклоннику, мол, погоди, отложим, успеется, не над могилой же этим заниматься. Кавалер является через неделю, с превеликими предосторожностями, всячески пытаясь скрыть свое появление даже от слуг, она ему: ты что, я же свободна, мы можем пожениться, зачем тайком воровать то, что можно иметь на законных основаниях. Он начинает мямлить что-то на тему "ты меня не любишь... любовь свободна и не признает условностей... какая ты расчетливая и холодная". Дама говорит: так, ясно, женишься ты на невинной девице с приданым, а светские вдовы годятся только на тайные связи... а не пошел бы ты отсюда, уж лучше одной, чем на таких условиях. Вот тут персонаж точно был каннибал системы "охотник".
lr_eleran
30 июл, 2014 06:41 (UTC)
Гм,я не буду сочувствовать - я предложу конструктивное решение (непопадания снова на грабли).Не захотят брать - больше сочувствия не дождутся( ну,в идеале ;)).
estera
30 июл, 2014 07:08 (UTC)
Да, с граблями именно так и надо.
kuzia_aka_zmey
30 июл, 2014 07:45 (UTC)
А как же ощущения от вида летящей в лоб палки, А как же восторг когда поймал или уклонился, а как же переживания и изменения при лечении шишака на лбу? Как же наконец "То что нас не убивает делает нас сильнее". Ну как можно жить без такого?
;-)
daskalidi
30 июл, 2014 07:19 (UTC)
Скажите, а у Вас правда получается сначала идентиицировать жанр поведения партнера по коммуникации, а потом... ИСКРЕННЕ посочувствовать? Или ИСКРЕННЕ не посочувствовать?
Мне просто всегда казалось, что наличие или отсутствие эмпатии -- штука более спонтанная. Но, вероятно, у каждого по-своему.
estera
30 июл, 2014 07:53 (UTC)
Я вообще плохо умею сочувствовать от души, хотя легко проливаю слезы над чем-то трогательным. Поэтому у меня выбор небогат: я либо признаю ситуацию заслуживающей сочувствия, и тогда всё равно, растрогала она меня или не растрогала, либо нет; либо нахожу уместным показать свои спонтанно возникшие эмоции, либо считаю, что их демонстрировать неуместно.
estera
30 июл, 2014 08:10 (UTC)
Эмпатия - это далеко не только чувства (можно ведь и киношным героям сострадать), прежде всего это желание донести свое сочувствие до адресата, чтобы его поддержать и ободрить, и ощущение важности его ситуации для себя. И вот эти вещи вполне рационально регулируемы.

Edited at 2014-07-31 07:09 (UTC)
(Удалённый комментарий)
kuzia_aka_zmey
30 июл, 2014 07:37 (UTC)
А чем кстати отличается "красивое страдание" от хвастовства?
Много повидал вволю поприключался, вот шрамы, вот они же на душе, вот тут смотри какой синяк от неправильного взгляда остался...

В этом смысле действительно прирожденный приключенец будет рад новым поводам поэктремальничать, а вот тот кто "пострадал на колчаковских фронтах" будет хотеть компенсации.
estera
30 июл, 2014 07:54 (UTC)
Именно: красивострадание - это такое хвастовство.
( 14 комментариев — Оставить комментарий )

Обо мне

2017
estera
Полина Ф.

Недавнее

Ноябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow